lomonosov-ps11

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 11 ПИСЬМА ПЕРЕВОДЫ СТИХОТВОРЕНИЯ УКАЗАТЕЛИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 11
ПИСЬМА ПЕРЕВОДЫ СТИХОТВОРЕНИЯ УКАЗАТЕЛИ
стр. 173


ветра, то назначил я как корабля, так и парусов направление, по которому против ветру великий выигрыш воспоследует, который обыкновенно кора­бельщики весьма прилежно наблюдают.

По исследованию сил ветра и сопротивления, которые на корабль действуют, осталось исследовать действие руля, который обыкновенно к корме приделывают. Здесь, во-первых, заднюю часть корабля к корме весьма уже делают, дабы вода совсем свободно в руль ударяла и, таким образом, желаемое действие производила. К истолкованию самого дей­ствия руля, во-первых его силы, которая ему придается, знать должно количество в рассуждении оси, чрез центр корабля тяжести проведенной, которое, разделенное чрез количество сопротивления корабля в рассужде­нии той же оси, покажет ускорение, коим корабль обращаться будет. Отсюда явствует, что понеже руль имеет от центра тягости далечайшее отстояние, то действие его бывает весьма велико, а притом, узнав коли­чество сопротивления корабля, самую величину руля так легко определяют, что иметь будет требуемое действие. 30

Узнавши сие, нетрудно будет всех судов, каким бы образцом сделаны ни были, доброты и недостатки усмотреть и определить; также и то, в чем состоит главная сила науки о кораблеплавании, учинить можно будет, так что предпринятого намерения, для которого корабль назначается, весьма удобный и потому очень совершенный корабль построить можно. Ибо, во- первых, истолковано, какого состояния кораблю быть должно, чтоб он дан­ное устойчивости количество возымел как по длине, так и по ширине, также и колебания и шатания, от ударов волн происходящие, по воле управляемы быть могут. 31 Третие, пространно показал я, каким образом корабельный нос сделать должно, чтоб по каждого намерению подвержен был самому малому сопротивлению, и таким бы образом мог идти корабль весьма скоро. Четвертое, описал я ту корабля фигуру, которая к ходу, против ветра предприемлемому, так пристойно сделана быть имеет, как предпи­сано будет; и которая притом весьма легко по действию руля склоняться станет. 32 Шестое, место, число и вышину машт, также и парусов число так я определил, что как прямым, так и косым ходом с добрым успехом ходить можно будет. Правда, статься может, что многие свойства потребуют раз­ного кораблей строения и, по-видимому, будто бы между собою проти­виться станут; но, рассмотрев все причины, которые к каждому свойству принадлежат, нетрудно будет на всякий случай согласить между собой различные заключения и, все свойства соединив вместе, столько удоволь­ствовать, сколько состояние самого дела допускает. 00

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика