ветра, то назначил я
как
корабля, так и парусов направление, по которому против ветру великий выигрыш
воспоследует, который обыкновенно корабельщики весьма прилежно наблюдают.
По исследованию сил ветра и
сопротивления, которые на
корабль действуют, осталось исследовать действие руля, который обыкновенно к
корме приделывают. Здесь, во-первых, заднюю часть корабля к корме весьма уже
делают, дабы вода совсем свободно в руль ударяла и, таким образом, желаемое
действие производила. К истолкованию самого действия руля, во-первых его
силы, которая ему придается, знать должно количество в рассуждении оси, чрез
центр корабля тяжести проведенной, которое, разделенное чрез количество
сопротивления корабля в рассуждении той же оси, покажет ускорение, коим
корабль
обращаться будет. Отсюда явствует, что понеже руль имеет от центра тягости
далечайшее отстояние, то действие его бывает весьма велико, а притом, узнав
количество сопротивления корабля, самую величину руля так легко
определяют, что
иметь будет требуемое действие. 30
Узнавши сие, нетрудно будет всех
судов, каким бы
образцом сделаны ни были, доброты и недостатки усмотреть и определить; также
и то, в чем состоит главная сила науки о кораблеплавании, учинить можно будет,
так что предпринятого намерения, для которого корабль назначается, весьма
удобный и потому очень совершенный корабль построить можно. Ибо, во-
первых, истолковано,
какого состояния кораблю быть должно, чтоб он данное устойчивости количество
возымел как по длине, так и по ширине, также и колебания и шатания, от
ударов волн происходящие, по воле управляемы быть могут. 31 Третие,
пространно показал я, каким образом корабельный нос сделать должно, чтоб по
каждого намерению подвержен был самому малому сопротивлению, и таким бы
образом мог идти корабль весьма скоро. Четвертое, описал я ту корабля фигуру,
которая к ходу, против ветра предприемлемому, так пристойно сделана быть
имеет, как предписано будет; и которая притом весьма легко по действию руля
склоняться станет. 32 Шестое, место, число и вышину машт, также и
парусов число так я определил, что как прямым, так и косым ходом с добрым
успехом ходить можно будет. Правда, статься может, что многие свойства
потребуют разного кораблей строения и, по-видимому, будто бы между собою
противиться станут; но, рассмотрев все причины, которые к каждому свойству
принадлежат, нетрудно будет на всякий случай согласить между собой различные
заключения и, все свойства соединив вместе, столько удовольствовать, сколько
состояние самого дела допускает. 00