lomonosov-ps11

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 11 ПИСЬМА ПЕРЕВОДЫ СТИХОТВОРЕНИЯ УКАЗАТЕЛИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 11
ПИСЬМА ПЕРЕВОДЫ СТИХОТВОРЕНИЯ УКАЗАТЕЛИ
стр. 196


Два предложения новых машин для подъема якорей (кабестанов). Быстрое разви­тие морского флота в конце XVII и начале XVIII в. требовало постоянного улучше­ния всех элементов оборудования парусных судов. Поэтому изобретатели и научные корпорации в то время усиленно работали над созданием новых конструкций ка­бестанов, которые рассматривались и на заседаниях Петербургской Академии наук (Материалы, т. III, с. 840; Протоколы, т. I, с. 504).

«Она место вьюшки обыкновенный триллинг имеет, что французы une laterne на­зывают». Здесь переводчик не смог дать русского термина для обозначения цевочной шестерни, которая широко применялась в качестве передаточного устройства в техни­ческой практике XVIII в. и раньше. Цевочная шестерня по-французски называлась «une lanterne» по ее внешнему сходству с фонарем (Макаров Н. П. Полный фран­цузско-русский словарь. Издание одиннадцатое. СПб. , 1902, с. 633, 1049).

10 С. 57, № 59. . . . чем воду вверх поднимать. . . Однако сия машина уже не но-
вого изобретения, но уже давно находится, описана в известной Рамейловой книге и
притом имеет в себе очень сильное тренье и другие неспособности. . .

Августино Рамелли (1531—1590) — итальянский механик и инженер, автор книги «Le diverse et artificiose machine» (Paris, 1588), в которой приводится много проектов водяных двигателей, а также различных водоподъемных устройств, которые действо­вали по принципу «Архимедова винта», и ряд конструкций поршневых и коловратных насосов (А history of technology. Vol. III. Oxford, 1957, p. 16, 18, 89— 91, 96, 330— 332, 337, 420—422; Biographisch-Literarisches Handwörterbuch. . . Gesammelt von J. C. Pog-gendorff. Zweiter Band, M—Z. Leipzig, 1863, S. 561).

При оценке предложений различных машин Г. В. Крафт принимал во внимание характер и силу трения в механизмах. В то время и позже в Петербургской Академии наук уделяли значительное внимание изучению трения — Г. Б. Бюльфингер, Л. Эйлер (см. : Краге ль с кий И. В. , Щ е д р о в В. С. Развитие науки о трении. Сухое тре­ние. М. , 1956, с. 23).

11 С. 59, № 65. . . . чем суда против воды тянуть. . .

В этом и других параграфах (№ 68, 97, 109) рассматриваются различные способы использования силы речного потока для движения судов против течения. Попыткам решить этот вопрос были посвящены усилия ряда поколений изобретателей. Работал в этом направлении и русский изобретатель XVIII и начала XIX в. И. П. Кулибин (Рукописные материалы И. П. Кулибина в Архиве Академии наук СССР. Научное описание с приложением текстов и чертежей. Сост. Н. М. Раскин и Б. А. Мальке-вич. —Тр. ААН СССР, М. — Л. , 1953, вып. 11, с. 57—75, 243—314).

12 С. 62, № 74. . . . ночник, которым бы ночью улицы осветить. . .

Рост городов настоятельно требовал создания надежных и недорогих источников уличного освещения. Над решением этой проблемы трудились многие ученые и изобре­татели. Ей, в частности, посвятил много сил и времени А. Л. Лавуазье (Д о р ф-м а н Я. Г. Лавуазье. Изд. 2-е. М. , 1962, с. 20—31).

13 С. 62, № 75. . . . как корабли на землю тянуть. . .

№ 76. Машина. . . , как корабли на землю тянуть, которую в Бресте употребляют. № 80. . . . как корабли на штапель возводить таким образом, как в Тулонской при­стани.

Развитие кораблестроения в конце XVII и начале XVIII в. , особенно увеличение размеров кораблей, ставило перед изобретателями и инженерами ряд новых проблем,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика