Два предложения новых машин для
подъема якорей (кабестанов). Быстрое развитие морского флота в конце XVII и
начале XVIII в. требовало постоянного улучшения всех элементов оборудования
парусных судов. Поэтому изобретатели и научные корпорации в то время усиленно
работали над созданием новых конструкций кабестанов, которые рассматривались
и на заседаниях Петербургской Академии наук
(Материалы, т. III, с. 840; Протоколы, т. I, с.
504).
«Она место вьюшки обыкновенный
триллинг имеет, что французы une laterne называют». Здесь переводчик
не смог дать русского термина для обозначения цевочной шестерни, которая
широко применялась в качестве передаточного устройства в технической практике
XVIII в. и раньше. Цевочная шестерня по-французски называлась «une lanterne»
по ее внешнему сходству с
фонарем (Макаров Н. П. Полный французско-русский словарь. Издание
одиннадцатое. СПб. , 1902, с. 633, 1049).
10 С. 57, № 59. . . . чем воду вверх поднимать.
. . Однако
сия машина уже не но-
вого изобретения,
но уже давно находится, описана в известной Рамейловой книге и
притом имеет в себе очень сильное тренье и другие неспособности. . .
Августино Рамелли (1531—1590) —
итальянский механик и инженер, автор книги «Le diverse et
artificiose machine» (Paris, 1588), в которой приводится много проектов
водяных
двигателей, а также различных водоподъемных устройств, которые действовали
по принципу «Архимедова винта», и ряд конструкций поршневых и коловратных
насосов (А history of technology. Vol. III. Oxford, 1957, p. 16, 18, 89—
91, 96, 330— 332,
337, 420—422; Biographisch-Literarisches Handwörterbuch. . . Gesammelt von
J. C. Pog-gendorff.
Zweiter Band, M—Z. Leipzig, 1863, S. 561).
При оценке
предложений различных
машин Г. В. Крафт принимал во внимание характер и силу трения в механизмах. В
то время и позже в Петербургской Академии наук уделяли значительное внимание
изучению трения — Г. Б. Бюльфингер, Л. Эйлер (см. : Краге ль с кий И. В. ,
Щ е д р о в В. С. Развитие науки о трении. Сухое трение. М.
, 1956, с. 23).
11 С. 59, № 65. . . . чем
суда против воды тянуть. . .
В этом и других параграфах (№
68, 97, 109)
рассматриваются различные способы использования силы речного потока для
движения судов против течения. Попыткам решить этот вопрос были посвящены
усилия ряда поколений изобретателей. Работал в этом направлении и русский
изобретатель XVIII и начала XIX в. И. П. Кулибин (Рукописные материалы И. П.
Кулибина в Архиве Академии наук СССР. Научное описание с приложением текстов
и чертежей. Сост. Н. М. Раскин и Б. А. Мальке-вич. —Тр. ААН СССР, М. —
Л.
, 1953, вып. 11, с. 57—75, 243—314).
12 С. 62, № 74. . .
. ночник, которым бы ночью улицы
осветить. . .
Рост городов
настоятельно
требовал создания надежных и недорогих источников уличного освещения. Над
решением этой проблемы трудились многие ученые и изобретатели. Ей, в
частности, посвятил много сил и времени А. Л. Лавуазье (Д о р ф-м а н Я. Г.
Лавуазье. Изд. 2-е. М. , 1962, с. 20—31).
13 С. 62, № 75. . . . как
корабли на
землю тянуть. . .
№
76. Машина. . . , как корабли на
землю тянуть, которую в Бресте употребляют. № 80. . . . как корабли на
штапель
возводить таким образом, как в Тулонской пристани.
Развитие
кораблестроения в
конце XVII и начале XVIII в. , особенно увеличение размеров кораблей, ставило
перед изобретателями и инженерами ряд новых проблем,