lomonosov-ps11

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 11 ПИСЬМА ПЕРЕВОДЫ СТИХОТВОРЕНИЯ УКАЗАТЕЛИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 11
ПИСЬМА ПЕРЕВОДЫ СТИХОТВОРЕНИЯ УКАЗАТЕЛИ
стр. 197


в частности подъем кораблей для ремонта. Эта проблема была актуальной и для Рос­сии, которая в то время стала морской державой. Некоторые вопросы, связанные с ко­раблестроением, решались трудами ученых Петербургской Академии наук. Так, напри­мер, работа академика Г. Б. Бюльфингера (1693—1750) об опытах по определению коэффициентов трения на наклонной плоскости (см. примеч. 10) была несомненно подсказана судостроительной практикой.

14 С. 66, № 90. . . . есть цепь бесконечная. . . Однако сие изобретение, уже не но­вое, но находится нечто тому подобное в известной Рамеллиевой книге.

Ссылка на уже упомянутую книгу А. Рамелли (см. примеч. 10).

16 С. 70, № 119. . . . чем тяжелые вещи с высокого места вниз опущать. . .

№ 120. . . . как материи, к строению потребные, вверх поднимать. . .

№ 121, 122. . . . как помянутым образом корабли нагружать и выгружать. . .

Несколько предложений о конструкциях различных подъемных механизмов. Подоб­ного рода механизмы применялись еще в Древнем Египте, Греции, Риме и в эпоху европейского средневековья (см. : Очерки истории техники докапиталистических форма­ций, с. 95, 182, 252—254).

16 С. 70. Гафель — шток, прикрепленный одним концом к мачте и могущий пово-
рачиваться вокруг нее. Служит для крепления косых парусов.

17 С. 70, № 123, 124. . . . сперва были парусы из полотна сделаны, а после из де-
ревянных досок.

Одно из предложений об использовании силы ветра для движения сухопутных транспортных средств. Подобное предложение сделал С. Стевин (см. примеч. 8).

 

 

9

 

ЛИФЛЯНДСКАЯ ЭКОНОМИЯ

Печатается по писарской копии (1760 г. ) перевода Ломоносова «Лифляндской эко­номии», хранящейся в Отделе рукописей Гос. библиотеки СССР им. В. И. Ленина (ф. 96, № 39, л. 1— 60; вся рукопись 117 л. ). Местонахождение подлинника перевода . неизвестно.

Копия поступила в Московский Румянцевский музей в 1879 г. из собрания извест­ного библиофила профессора математики Петербургского института инженеров путей сообщения Н. П. Дурова; зарегистрирована в Отчете Музея за 1879—1882 г. , № 2649 (Б е р к о в П. Н. Ломоносов и «Лифляндская экономия». — Ломоносов, II, с. 271).

Рукопись в кожаном переплете in 4°, на форзаце верхней доски переплета: «1882 г. Из библиотеки Дурова. Вход. № 2649». На титульном листе значится: «Лифляндская экономия. Переведена с немецкого на российский язык химии профессором Михаилом Ломоносовым в Санктпетербурге 1747 года; с подлинной списана в 1760 году из дому господ баронов Черкасовых». На л. 1 над заглавием стоит: «№ 41». Копия перевода написана одним писарским почерком на бумаге Ярославской мануфактуры Алексея Затрапезного 1756 (?) г. (см. : Клепиков С. А. Филиграни и штемпели русского и иностранного производства XVII—XX века. М. , 1969, с. 70). При снятии копии допущены явные описки, которые при подготовке рукописи к изданию . исправлены.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика