через центр тяжести
корабля, и,
разделив его на момент инерции массы корабля относительно той же оси, получим
ускорение вращательного движения корабля. Отсюда следует, что. поскольку
руль далеко расположен от центра тяжести корабля, то действие его бывает
весьма велико, а, зная момент инерции массы корабля, размеры руля легко
определить, чтобы он имел требуемую эффективность.
31 С. 176. . . . какого состояния кораблю быть
должно, чтобы он
данное количе-
ство устойчивости возымел по длине, так и по ширине, также и колебания и ша-
тания, от ударов волн происходящие, по воле управляемы быть могут —
т. е. каким
должен быть корабль, чтобы он имел необходимую остойчивость, как
продольную, так
и поперечную. Так же можно обеспечить и необходимые величины амплитуд качки.
32 С. 176. . . . описал я ту корабля
фигуру, которая к ходу, против
ветра предпри-
емлемому, так пристойно сделана быть имеет, как предписано будет; и которая
притом
весьма легко по действию руля склоняться станет — т. е. показана такая форма
кор-
пуса корабля, которая приспособлена к движению против ветра и имеет хорошую
управляемость (послушна рулю).
33 С. 176. . . . многие свойства потребуют
разного кораблей
строения и, по-види-
мому, будто бы между собой противиться станут; но, рассмотрев все
причины, которые
к каждому свойству принадлежат, нетрудно будет на всякий случай согласить
между
собой различные заключения, и, все свойства соединив вместе, столько
удовольство-
вать, сколько состояние самого дела допускает. — Обеспечение различных качеств
ко-
раблей, которые могут быть противоречивы, потребует различной их конструкции,
но,
рассмотрев их совместно, всегда можно найти такое решение, при котором эти
качества
можно будет обеспечить кораблю столь полно, насколько позволяют технические
воз-
можности.
12
СТИХИ НА ИЛЛЮМИНАЦИЮ 25 АПРЕЛЯ 1742
г. В МОСКВЕ
Печатается по тексту первой
публикации. Впервые напечатано: Примечания к Ведомостям, 10 июня 1742 г.
, ч.
47—48, с. 185. Датируется предположительно временем между 8 января 1742 г. ,
когда Академия наук получила «Промеморию» из Канцелярии главной
артиллерии, требующей
«учинить чертежи» предлагаемых по случаю предстоявшей коронации Елизаветы
Петровны фейерверков и иллюминаций, и 5 апреля того же года, когда
утвержденный проект был возвращен в Академию наук.
План
коронационных фейерверков
и иллюминации был поручен трем академикам — Я. Я. Штелину, Г. Ф. Юнкеру и
X. Гольдбаху. Немецкое четверостишие, помещенное в описании фейерверков, по
всей видимости, принадлежало профессору элоквенции и поэзии Юнкеру, так как
Штелин, по наблюдениям П. Н. Беркова, пользовался во всех известных случаях
только ямбическим стихом, а не хореическим (Б е р к о в П. Н. Новые тексты
Ломоносова. — Изв. АН СССР, отд. литературы и
языка, 1961, т. XX, вып. 6,
с. 507).
Документальных
данных о
переводчике данного четверостишия не сохранилось, так как очень часто переводы
немецких оригиналов поручались академическим переводчикам без письменного
оформления.