Ломоносовская
мозаика отмечена чертами монументальной живописи, стоящей на службе важных
общественных задач. Этим она близка нашей эпохе.
Работа В. К. Макарова, критически
использовавшая
всю литературу, существующую по данному вопросу, в основном построена на
архивном и вещественном материале.
Автор нашел новые
ценнейшие
документы, а также обнаружил ряд затерянных мозаик Ломоносова и его мастерской.
Большой интерес представляет освещение деятельности нескольких незаслуженно
забытых художников-мозаичистов, учеников Ломоносова: Матвея Васильева, Ефима
Мельникова и других.
Особое место в книге занимает
Каталог-исследование
всех Ломоносовских мозаик.
В разделе книги Приложения
печатается ряд неопубликованных
доныне документов, в числе которых записка Я. Я. Шмелина О мозаике, по-
новому
освещающая тяжелые условия, в которых Ломоносову приходилось создавать
мозаичное
дело в России.
В целом перед нами
новая глава
истории русской художественной культуры XVIII века.
М. Доброклонский.