нотной нам монументальной
мозаичной живописи нового времени, служащей большим общественным целям.
Автор
единственной работы, имеющей
целью дать обзор мозаичной деятельности Ломоносова, Н. Е. Макаренко
писал
в 1917 г. :
Заканчивая настоящую работу, позволю
себе высказать надежду, что в будущем исследователю мозаичных произведений
Ломоносова и основанной им мастерской, несомненно, придется вести свою работу
в иной обстановке, при наличности произведений, значительно превосходящих
количеством материал, послуживший основой для наших суждений.
Задача настоящей
работы дать
законченный очерк деятельности М. В. Ломоносова в области мозаичного
искусства.
Последующий обзор
материалов, которыми мы располагаем,
покажет, что такого очерка, необходимого для дальнейшего изучения русской
художественной культуры XVIII в. , мы до сих пор не имели и что поставленная
перед нами цель достижима.
Мы можем в настоящее
время шаг
за шагом проследить зарождение мозаичной мастерской Ломоносова в начале 50-х
годов
XVIII в. , ее расцвет к 60-м годам и трагический конец вскоре после смерти
организатора.
Исчерпывающий, обоснованный
перечень выполненных в мастерской
мозаик составить теперь также возможно.
Мозаичное
художество, вызванное
к жизни изумительной энергией Ломоносова, не было достаточно понято
современниками,
не было поддержано правительством и прекратилось к 80-м годам XVIII
в. полностью.
1 Макаренко
1917, стр. 80.
Мозаики, вышедшие из рук
самого Ломоносова и его учеников, не были учтены, в значительной своей части
затеряны, а сохранившиеся в течение многих десятилетий были малоизвестны, не
изучались, плохо хранились. Воспроизведений с них не было до конца XIX
в. Ломоносов
не оставил списка работ своей мастерской. Подробно перечислив в Росписи
сочи