нениям
и другим трудам советника Ломоносова свои поэтические и научные труды, о
мозаиках он написал лишь следующее: Изобрел все составы к мозаичному делу, для
чего сделал
вшивал и в печь
ставил . . .
И сверх сего мозаичное художество как
делать из оных
двухсот лет
доходили. 1
О своих взглядах на мозаику и
о планах ее развития в России Ломоносов писал в Слове о пользе химии 1751 и в
Предложении
о учреждении здесь мозаичного дела 1752. Мы знаем его обращения к
правительству, он оставил описание Полтавской баталии, об отдельных набранных
им самим и его учениками картинах Ломоносов сообщал в Академическую канцелярию,
Шуваловым, Воронцову, Мануфактур-конторе с Усть-Рудицкой фабрики, но все
эти разрозненные сведения 2 свести воедино можно лишь теперь, так
как основная часть их усть-рудицкие фабричные рапорты опубликованы лишь в
последние годы 1940. 8
Написанная
запутанным стилем Ломоносовского
недоброжелателя В. Тредиаковского напечатанная в Трудолюбивой пчеле в 1759 г.
статья О мозаике не упоминала ни об одной работе современных автору русских
мозаичистов, несмотря на то, что к этому времени мозаик было выполнено больше
двадцати и заканчивался отличный большой портрет Елизаветы Петровны для
Московского университета. Вот характерное место из этой статьи:
документ относится к 1764 г. Роспись
опубликована Л. Б. Мод-залевским в Научном наследстве Изд. АН СССР, 1948.
опубликованы, главным образом, в
трудах Билярского и Пекарского
см. Условные сокращения.
золотников.
Что ж паки до мозаика у
древних стеклянного и финифтяного, то художники новых веков произвели сие
искусство щи далее.