Презревши стекло и финифть, как
вещи подлые и дешевые для предивных работ, промышляемых ими, начали они при-
тай яхонт Р.,
У РУД Щ.
Из сих трех
родов мозаика, именно стеклянного с фи-
очень редко бывает в
деле для
дороговизны совея ж и многотрудное: действителен токмо третий из разноличных
мраморных камешков. . .
Напоследок
. . . живопись, производимая
малеваньем, весьма
превосходное мозаичная живописи. . . ибо невозможно. . .
подражать совершенно камешками и стеклышками всем кар-
сотам и приятностям изображаемым от искусный кисточки
на картине из масла, или на стене, так называемою фрескою
из воды по сырой извести.
Ломоносов, ценивший внятное и
понятное расположение мыслей, мог понять здесь одно пренебрежение к мозаике
из смальт, т. е. к делу, которому он отдал уже большие силы и которое
должно было развернуться шире благодаря проекту убора стен Петропавловского
собора мозаичными картинами из жени Петра I. Статья Тредиаковского могла
сыграть отрицательную роль в этом вопросе.
Корреспонденция из
Петербурга
об успехах мозаичного дела в России была напечатана в Ученых флорентийских
ведомостях 12 марта 1764 г. при участии М. И. Воронцова, бывшего тогда в
Италии.
Перевод статьи
появился в Ежемесячных
сочинениях, выходивших при Академии Наук, в мае этого же года.
2
трудолюбивая пчела, СПб. , 1759, июль,
стр. 358.
ежемесячные сочинения и
известия о
ученых делах. 1764, май, стр. 467 и сл. Перепечатан оттуда у Билярского
Материалы,
стр. 837.
В статье
упомянуты лишь две
мозаики: первая работа Ломоносова Мадонна с Солимены и Полтавская баталия.