Этот важный для нас документ
был переведен на русский язык с пропусками. Приводим перевод его с
итальянского текста, находящегося в бумагах Я. Шмелина. 1
Граф Воронцов, возвратившись
из первых путешествий, совершенных в 1745 и 1746 годах по различным частям
Европы, привез
с собою мозаичные картины, приобретенные пашу ли иолу в поярок о, Р.
парим Бенедикта XIV в Риме, где это
искусство процветает.
Этого было
достаточно, чтобы
с первого взгляда господин Ломоносов, статский советник и известный профессор
химии в знаменитой Петербургской Академии, принял решение и взялся за трудное
дело добиться того же с помощью одного
скуй выдержкой, он
приготовил
вс. необходимые цвета для такой
мозаики, которая, будучи сравнена с римскими, оказалась не уступающей, им
ни в чем Его открытия продвинулись настоль, что после огромных трудов он смог
поднести императрице Елизавете копию с Мадонны знаменитого Соли-мены: мозаика
была выполнена в шесть месяцев.
При работе над
этой мозаикой
наибольшие трудности заключались в том, чтобы сделать гранеными маленькие
кусочки стекла и хорошо окрасить всю стеклянную материю, избежав того, чтобы
долгая варка ее не обесцветила. Стремясь к этому, господин Ломоносов путем
опытов вычислил дозыингредиен тов., изобрел инструменты для резки и
металлические формы
ноя наждак, фацетировать их . в
такого рода цветных
стекол, работающая
успешно; при этом обучены стеклянному мастерству местные жители.
Не останавливаясь
на
достигнутом, доблестный Ломоносов решил взяться за выполнение мозаик большого
масштаба.
1
Архив Академии Наук СССР, ф.
170, оп. 1, 57, Приложение к записке Я, Шмелина О мозаике.
По воле императрицы
Елизаветы и по указу Сената, воздвигается в Петербурге великолепный мавзолей
ее бессмерт-