При большой
точности
сообщаемых данных эта статья, как видим, говорит лишь о начале мозаичных
работ Ломоносова и о Полтаве последней мозаике, законченной при его жизни.
Относящаяся к концу 60-х годов XVIII
в. упомянутая
выше записка академика Я. Я. Шмелина О мозаике свидетельствует о
борьбе, которую
пришлось вести Ломоносову за свою декоративную манеру в мозаике.
О содержании и значении этого
документа будет сказано
подробнее ниже. Записка черновая, интимная, опубликована Шмелином не была, и
поэтому приведенный в ней далеко не полный перечень Ломоносовских мозаик в
дальнейшем не встречается и не изучался до нашего времени. Содержание записки
стало известно лишь в 1948 г.
На выставке 1770
г. в
Академии художеств были две работы учеников Ломоносова: Св. Павел и
Св. Екатерина.
В изданной Академией
Наук в
1784 г. Жизни покойного М. В. Ломоносова автор М. И. Веревкин 1
о мозаиках сказано так:
Ломоносов, увидев в первый
раз в жизни своей мозаичную картину, изображающую плачущего апостола
Петра,
1764 г. , Франческа Альгаротти
М. И. Воронцову, напечатанное
вместо предисловия в V томе ливонского издания сочинений Альгаротти. Приношу
благодарность Ф. Я. Пройме Государственная Публичная библиотека, указавшему
мне на письмо Альгаротти.
приведена в работе
Д. С. Бабкина Биографии М. Ломоносова, ,
составленные его современниками Сб. Ломоносов, II, АН СССР. М. Л.
, 1946, стр. 5663.
ошибка Веревкина следует:
Бенедиктом.
Рассмотрев прилежно
составление оной, делал сам в плавильной
своей печи из стекла вставные камни разных цветов и теней. Составил потребный
к работе сей мастик и изобразил довольно изрядно для первой в России сделанной
мозаичной картины лицо Петра Великого с Дангауерова подлинника. Потом
непрестанно занимался сим художеством. Предпринял наконец, по сенатскому
указу, сочинение большой мозаичной