Академик
И. Г. Георги в Описании
столичного города Санкт-Петербурга ч. II, 1794 г. , стр. 538, 844
называет две Ломоносовские мозаики, находившиеся тогда в Академии
художеств:
Мозаичной живописи есть
портрет императрицы Елизаветы Петровны Ломоносовым и глава апостола Петра с
наипревосходнейшим
искусством писанная.
Мы видим, что от XVIII в. до нас не
дошло
сколько-нибудь полного обозрения мозаичной деятельности Ломоносова. Рассеянные
по архивным документам и книгам упоминания об отдельных мозаиках не давали
представления ни о масштабе работ, ни, тем более, списка произведений. О
них стали забывать.
В первой половине XIX в. было два
повода вспомнить о
Ломоносове, о его кипучей деятельности в различных областях и, между
прочим, в
области мозаики. Эти поводы столетие со дня рождения 1811 и открытие
памятника Ломоносову работы Матроса в Архангельске в 1829 г. .
Никто не отметил, однако, заслуг
Ломоносова перед
русским искусством розыском работ его мозаичной мастерской.
Правда, в 1829 г. вспомнили, что
на задворках
Академии художеств, в деревянном сарае, стоит заброшенная Полтавская баталия,
и сделали попытку, приведя ее в порядок, выставить для обозрения. Но из
этой попытки ничего не вышло. 1
Упомянутые выше перевод статьи из
Ученых флорентийских
ведомостей и Биография Ломоносова, написанная Веревкиным, надолго становятся
главными источниками для авторов небольших журнальных заметок, от времени до
времени вспоминающих о художественных работах Ломоносова.
1 См. ниже Каталог-
исследование, 29 Полтавская
баталия.
В Вестнике
Европы 1806, ч. XXVIII,
13, Стр. 31 автор такой заметки, подписавшийся буквами И. И. ,
указал на противоречие в этих статьях по вопросу о том, какая же мозаика была
набрана Ломоносовым первой Мадонна с Соли