мены или портрет Петра
Первого
с Дангауера Таннауера. Разбираться в этом противоречии источников автор не
стал; в Архиве Академии Наук он нашел бы точное указание, что первой работой
Ломоносова была Мадонна с Солимены, но и другая версия, как увидим, имеет
основание.
У Павла Свиньина в
его Музеуме1
был портрет Петра, купленный на аукционе вещей графа П. В. Гуровича. Свиньин
продал его впоследствии Академии Наук.
В своих
Отечественных записках
Свиньин ошибочно считает этот портрет тем самым, о котором говорится в
веревкин-ской
биографии Ломоносова. По этому поводу, считая мозаичный портрет Петра
единственным, Свиньин переписал почти без изменений соответствующее место
биографии.
Между тем, Ломоносовский портрет
Петра с Дангауера находился
тогда в одном из петербургских дворцов, а в Сенате был еще один Ломоносовский
мозаичный портрет см. Каталог, 5.
Внимания к
этим, замечательным
вещам даже у такого собирателя произведений русских мастеров, как Свиньин, еще
не видно. Позже, в 1834 г. , в письме к Шишкову Свиньин упоминает о
сенатском портрете. 2
В 1840 г. А. Вельдман в упомянутых
выше Очерках России
т. II привел несколько документов, касающихся Ломоносовского мозаичного дела.
Но, кроме Полтавы, в них не упоминается ни одной мозаики.
краткая опись предметов составляющих
Русский музей Павла Свиньина 1829 г. СПб. , Изваяния, 17.
письмо приселено в книге Н. Е. Макаренко
1917, стр. 55,
прим.
В 1864 г. , в
связи с
окончанием постройки нового здания Мозаичного отделения Академии художеств, П.
Н. Петров, много работавший в архиве Академии, напечатал Краткое обозрение
мозаичного дела преимущественно в России. Серьезного шага вперед в изучении
художественного наследия Ломоносова эта работа не сделала. К ней вполне
применимы слова С. П. Яремича о манере Петрова работать:
недостаточность, неточность,
порой встречаются довольно грубые искажения подлине