1)
Стр.
565: Одну из этих картин, входивших в состав многосложного памятника Петру
Великому, Ломоносов вполне окончил и, вероятно, сдал. Но когда и куда она
была сдана, кто был судьею выполнения и каков был отзыв неизвестно.
2)
Стр.
636-637: Ближайшая судьба мозаичной картины Полтавской битвы мне не известна:
была ли она представлена еще самим Ломоносовым или взята уже после его
смерти, какие
сделаны на счет ее, равно и по сооружению всего помят-
Судьба Полтавской
баталии, действительно,
в подробностях рисуется документами Архива Академии художеств в нынешнем
Центральном историческом архиве в Ленинграде. В 60-х годах XIX в. эти
документы были в Академии художеств, но тогда никто их не разобрал и не
опубликовал. Часть их, о чем мы уже говорили, опубликовал Н. Е. Макаренко
в 1917 г.
И снова долгий период полного
невнимания к вещам, из
которых каждая является ценным памятником нашей научной и художественной
культуры. В конце XIX в. мы не найдем ни одной серьезной попытки
охарактеризовать
деятельность Ломоносова-художника, выяснить, где хранятся его произведения и
его учеников-мозаичистов. Следует отметить опубликование в 1867 г. в Чтениях
Общества истории и древностей российских 1 группы важнейших
документов, касающихся мозаичных работ для Петропавловского собора. Среди них
текст описания Полтавской баталии, составленный самим Ломоносовым. Никакого
интереса к мозаичному делу Ломоносова эта публикация не вызвала.
В 1872 г. вышла четвертая книга
Архива князя
Воронцова, издаваемого П. И. Бартеневым. Из напечатанных в ней писем
Ломоносова к Воронцову стало известно о мозаичном портрете Екатерины
II, поднесенном
императрице Ломоносовым осенью 1763 г. и об окончательной отделке шлифовкой
Полтавы,
на которой фигуры свыше чаяния хорошо выходят.