Савского сборника.
1
В нем напечатан первый вариант работы Н. Е. Макаренко Ломоносов и мозаичное
дело в России. Впервые за описание и изучение мозаик взялся
искусствовед, который
и пробудил большой интерес к художественному творчеству Ломоносова. Хорошие
репродукции с мозаичных портретов Екатерины II и Петра III, приложенные к
статье, многим показали, что перед нами высокое мастерство, несправедливо
забытое, неизученное, плоды которого в значительной части
растеряны. Н. Е. Макаренко
указал места хранения ряда мозаик. Это были:
Св. Екатерина.
В Эрмитаже. Св. Павел-апостол. В Эрмитаже.
В
Твери.
Петр
I. В Сенате.
Петр
I. В Академии Наук.
Императрица
Елизавета Петровна. В Эрмитаже.
Екатерина
II. В Эрмитаже.
Петр
III. В Эрмитаже.
Полтава.
В Музее Общества поощрения художеств.
Г. Г. Орлов. У В. Н. Орлова,
в Петербурге
Местонахождение первой работы
Ломоносова Мадонна с Солимены и мозаики Апостол Петр по римскому примеру
осталось неизвестным, сообщал Н. Е. Макаренко. О том, что Апостол Петр
выполнялся учениками-мозаичистами в 1755 г. , Ломоносов писал в одном из
рапортов в Академическую канцелярию. 3
117111911. Ломоносовский
сборник. Изд. АН, СПб. , 1911.
нА самом деле Анна
Петровна.
пекарский, II, стр. 581.
Мы не стали бы
здесь говорить об ошибке Н. Е. Макаренко, которую он допустил в своей ценной
работе, если бы из статьи