1911 г. 1
ошибка
эта не была перенесена в его книгу, вышедшую в 1917 г. , Мозаичные работы
Ломоносова. 2
Ставя под сомнение правильное
старинное сведение о том,
что именно натолкнуло Ломоносова на работу над смальтами, а затем и на
творческие опыты в мозаичной технике, Макаренко писал:
Насколько это сведение
заслуживает доверия, видно из нижеследующего. В нем говорится, что Ломоносов
решил попробовать свои силы в мозаичном деле, увидев у Воронцова мозаичный
образ плачущего апостола Петра. Да, у Воронцова действительно был такой образ,
но Ломоносов мог видеть его у Воронцова в то время, когда им были уже
изготовлены:
цех данях: мощный
обр., лающего . п. Петра, V
надлежавший некогда
Воронцову, хранится ныне в ампера-
наментальнурамку-
картш: Сей образ апостола Петр, сделанной
из мозаики, подарил папа Венедикт XIV графу Ми. хале Ларионовичу Воронцову в
проезд его через Рим и Неаполь 1754 г. Декабря 28 дня. Образ
этот, следовательно,
не мог попасть Россию ранее начале 1755 года, а к этому времени Ломоносов не
только исполнил указанные выше Ра-
надлежит к
области легенд. 3
Ломоносовский сборник, 1911, стр. 319.
Макаренко
1917, стр. 57. Первым, насколько
нам известно, указал на эту ошибку В. И. Веретенников в одном из своих
докладов в Русском музее в 30-х годах нашего века.
М а к а р. е н. к о 1917, стр.
5657.
Но в четкой, крупной надписи стоит именно
1745 год, а
не 1754. Если бы Н. Е. Макаренко обратился к Архиву князя Воронцова и
посмотрел переписку М. И. Воронцова в годы 1745 и 1754, то он легко мог
убедиться, что Воронцов был