в Италии именно в 1745
г. , а
в 1754, и вообще в 50-е годы за пределы России не выезжал. Вторая его поездка
на запад относится уже к первым годам правления Екатерины к 60-м годам XVIII в.
Перечисленные мозаики
Н. Е. Макаренко считал лишь
частью работ Ломоносовской мастерской.
Думается,
писал он в конце статьи, что таковых веемые.
Я считал бы свою
настоящую
заметку достигнувшей цели, если бы она послужила толчком к выяснению некоторых
фактов мозаичного дела в России, возрожденного Ломоносовым, и тем открыла бы
его произведения из темных углов кладовых, пышных дворцовых хранилищ и частных
собраний.
В результате работы Н. Е. Макаренко
1911 г. в каталоге выставки Ломоносов и елизаветинское время, вышедшем в
следующем году, фигурировало четырнадцать мозаик Ломоносовской мастерской:
Нерукотворный
Спас. Саваоф, Апостол Павел, Св. Екатерина, Петр I из Сената, Петр I из
Академии Наук, Петр I из Общества поощрения художеств, Полтавская баталия
снимок,
Екатерина I, Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II, Г. Г. Орлов и
Петр
Ив. Шувалов. 2
Макаренко 1911, стр. 329.
каталог составлен
Б. Л. Модзалевским. СПб. , 1912, Отд.
VII. Екатериной I ошибочно считался портрет Анны Петровны. Замечательная
выставка была развернута с большой полнотой материалов и пышностью оформления
в залах Академии художеств. Мозаики были выставлены в так называемом
Екатерининском
зале круглом.
Как видим, из
мозаик, известных в 1911 г. , не было на выставке Головы старика работы
Матвея Васильева, находившейся в Эрмитаже, но зато появился впервые портрет
Петра Ивановича Шувалова, из собрания И. И. Воронцова-Дашкова в Петербурге.