близителышх сведений о работах на Усть-Рудицкой
фабрике. .
Что на фабрике Ломоносовские
ученики набирали мозаики, ало ясно из слов самого Ломоносова:
юг; прТГерГаМ
успехом. 2
Между тем, Н. Е. Макаренко
пишет по поводу дела о передаче мозаичного художества в ведение Канцелярии от
строения, что на фабрике
едва ли могло происходить
изготовление самих картин, портретов: все это изготовлялось в Петербургской
мастер-скоРйР-
там же, на заводе, в Усть-Рудица под заведыванием Ивана Цилиха, мы можем
предположить лишь изготовление материалов, т. е. стекла и распилки его на
соответствующие кусочки. 3
Здесь очевидное
невнимание
автора к документу-первоисточнику.
Где в разные годы с
1752 по
1769 г. шла мозаичная работа, будет изложено ниже.
Макаренко 1917, стр. 29.
прошение
Ломоносова, поданное Елизавете Петровне в 1757 г. Б
и л я р. с к и й, стр. 350.
Макаренко 1917, стр. 50.
Макаренко
1917, стр. 80: По-видимому,
к работам периода, наступившего в мозаичном предприятии после смерти
Ломоносова, надо отнести и находящуюся в Эрмитаже мозаичную копию Мадонны
Бе11а
ЗеоМа Рафаэля.
Так как мы
закончим нашу
работу списком всех мозаик, вышедших из рук Ломоносова и его учеников, то
здесь необходимо указать, что зачисление предположительно в эту группу
мозаичной копии с Мадонны в кресле Рафаэля в Эрмитаже ошибочно; судя по
исполнению и смальтам, эта мозаика является типичным произведением одной из
многих римских полуремесленных мозаичных мастерских первой половины XIX в.
4