иество мозаичных работ мастерской . . . находящихся в
недоступных ныне
хранилищах или в дворцовых кладовых, писал Н. Е. Макаренко 1917, стр. 80.
Это
предположение, как мы
увидим, оправдалось. Автор выразил также уверенность, что последующие
исследователи
будут в лучших условиях и в смысле документов архивных.
Я не сомневаюсь писал он, что
найдутся и в частных собраниях и в архивах сведения, которых недостает в нашей
работе. 1
Оправдалось и это.
Революция 1917 г.
, передавшая
в руки народа художественные собрания дворцов, не сразу выявила новые
вещи, относящиеся
к интересующему нас кругу.
Только в 1924
г. в Гатчинском
дворце-музее была установлена принадлежность к Ломоносовским одной из
находившихся
там мозаик. 2
Это Франциск из
Паули. Работа
подписана Матвеем Васильевым и Иваном Вельским. Выполнена мозаика в 1767 г. с
оригинала Пьяцетты. Она принадлежит к группе последних русских мозаик XVIII в.
В печати впервые
об этой
мозаике сообщил Н. И. Сидоров в своей статье Из истории мозаичных составов М.
В. Ломоносова в Известиях Академии Наук СССР за 1930 г. Отделение
физико-математических наук, ссылаясь на рукописный бюллетень научной работы
Гатчинского дворца-музея.
Макаренко 1917, стр. 81.
В.. Макаров. Неизвестная Ломоносовская мозаика в
Гатчине. Старая
Гатчина, 40, январь, 1925, рукопись, 5 стр. , Архив Академии. Наук
СССР, ф. 20, он. 6, 50.
Н. И. Сидоров
опубликовал в 30-х годах нашего века две работы: названную 1930 г. и Усть-
Рудицкая
фабрика М. В. Ломоносова в 1937 г. в Известиях Академии Наук СССР Отделение
общественных наук, 1937, 1.