и след ее в дальнейшем
был
затерян. В декабре 1948 г. она обнаружена в частном собрании в Ленинграде.
Ясность
в историю этой группы мозаик внесли документы, приобретенные Государственной
Закупочной комиссией осенью 1948 г. Документы эти объединены . в Дело о
постройке для мозаичной работы близ Рождественских Слобод между прудов
Лиговского
канала лаборатории и прочего строения. Подзаголовок: О мозаическом художестве.
Датируется дело 1769 1786 гг. 1 В нем не раз инспектор мозаичного
художества И. Вельский говорит о работоспособности мастерской и ссылается на
последние шесть мозаик 1766-1769 гг. Особое значение приобретает это Дело как
единственный источник сведений о том, что же было с мозаичной мастерской в
годы 17691786. Казалось невероятным, чтобы за шестнадцать лет, при наличии
отличных мастеров, запаса старых смальт и опытного смальтовара Ивана Цильха с
учениками, не было сделано ни одной мозаики. Скорее можно было думать, что
все они пропали.
Н. Е. Макаренко писал, имея
в виду конец 60-х годов:
Во всяком случае
перечисленными работами нельзя считать деятельность мозаичной мастерской после
смерти Ломоносова ограниченной. 2
Тем не менее документы говорят
нам точно: мозаичная мастерская, созданная Ломоносовым, от невнимания к ней
Бецкого, не имела после 1769 г. ни одного заказа, мастера и ученики
бедствовали, частью разбрелись, частью померли.
К 1786 г. в
мастерской не
было ни одного мастера мозаичного набора. Жив был руководитель живописец Иван
Вельский и смальтовая Цильх.
В.
1949 г. дело О мозаичном
художестве передано в Архив Академии Наук СССР.
Макаренко 1917, стр. 80.
Дело говорит нам также о гибели второго
колоссального
мозаичного панно для Петропавловского собора Азовское