лиловых, зеленых и
красных. В
родне Ломоносова были знаменитые мастера резьбы.
Из Холмогор вышел и
младший
современник Ломоносова великий русский скульптор Шубин, начавший с работ из
кости.
Поморье в детские годы Ломоносова
было взволновано деятельностью
Петра. Рассказы о необычайном царе, искавшем на Севере просторов охоте его
равных, навсегда врезались в память Ломоносова. Петр стал любимым образом
Ломоносова-историка, поэта и художника. Среди Ломоносовских мозаик мы знаем
четыре портрета преобразователя. Незавершенный грандиозный труд
Ломоносова мозаичные
картины, прославляющие Петра. Они должны были окружить пышный монумент в
Петропавловском соборе. Нет надобности здесь подробно пересказывать повесть о
молодости Ломоносова. Критическую сводку дошедших до нас сведений об этих
годах дал Д. С. Бабкин в сборнике Ломоносов, изданном Академией Наук в 1946
г. 1 Все говорит в этих рассказах о страстной тяге Ломоносова к
науке, о настойчивости, об уверенности в своих силах. Мы знаем об уходе
Ломоносова из отцовского дома 1730, о трудных годах учения в
Москве, закаливших
характер Ломоносова. Он прошел высшую русскую школу того времени, давшую ему
главным образом словесное и богословское образование. В 1734 г. Ломоносов
несколько месяцев был в Киеве.
Д. С. Бабкин. Биографии
М. В. Ломоносова, составленные его
современниками. Сб. Ломоносов, II, 1946.
нА особый интерес
Ломоносова к древнерусским мозаикам
указывает его намерение искать их в церквах Москвы и Новгорода для
В личной манере Ломоносова-мозаичиста мы
видим несомненное
знакомство с киевскими мозаиками. Нерукотворный Спас Московского исторического
музея и эрмитажный портрет Петра I свидетельствуют об этом убедительно. Нигде
в другом месте не мог Ломоносов наблюдать монументальной мозаичной манеры. Ни
русский Север, ни Новгород, ни Москва, насколько нам известно, не хранили в
XVIII в. мозаичных картин киевского типа. 2