Ломоносов мог
видеть античные
мозаики. 1 Фрагменты их могли быть у М. И. Воронцова.
2
В 1736 г. мы видим
Ломоносова на пути в чужие
земли вместе московским товарищем по бурсе Дмитрием Виноградовым и
петербургским студентом Густавом Драйзером. Они посланы Академией Наук изучать
химию и горное дело.
Дмитрий
Иванович Виноградов сыграл позднее крупную роль в русском фарфоровом
производстве. Он успешно работал одновременно с Ломоносовым над изобретением
русской фарфоровой массы; имя Виноградова неразрывно связано с блестящими
успехами русского фарфорового дела.
Почетный член Петербургской Академии
Наук, ученый
энциклопедист Христиан Вольф руководит занятиями русских избранников в Марбурге.
В те семестры, когда Ломоносов был студентом марбургского университета, Вольф
читал весьма много предметов, а именно: всеобщую
математику, алгебру, астрономию,
физику, оптику, механику, военную и гражданскую архитектуру . . . , пишет
М. Сухомлинов в указанной
выше статье. 3
Уроки
рисования, которые
должны были пригодиться для технических зарисовок, были редки и не
свидетельствуют о больших успехах.
лучшего произведения мозаики при
Академии художеств Билярский, 123, стр. 196.
он
видел и восхищался мозаиками
античной эпохи Грабарь, стр. 160.
Я. Шмелин. Записка
О мозаике Приложение 3.
М. Сухомлинов. Ломоносов
студент Марбургского университета. Русский вестник, 1861, XXXI.
Посланная Ломоносовым в Петербург в 1737
г. копия
сепией с гравюры из Руководства по рисованию Прейслера лежащий обнаженный
юноша Каин говорит лишь о первых шагах Ломоносова в этой области. Упорство в
достижении раз намеченной цели и гениальные способности сделали Ломоносова
через пятнадцать лет подлинным руководителем группы худо