цвета, весьма похожее на
настоящий изумруд, зеленое, приближающееся по цвету к аквамарину, цвета
печени, красивое берилловое, очень похожее на превосходную бирюзу, но
полупрозрачное, цвета черной печени, голубе, превосходного сине-зеленого
цвета цвета лука, полупрозрачное, как лист крапивы. Ртуть дала
бледнопурпурное
стекло. Железо желтое. Золото рубиновое. О золотом рубине Ломоносова есть
специальное исследование М. А. Безбородова. 1
Красные и зеленые смальты
Ломоносова до сих пор являются неподражаемыми.
Ломоносов не делал тайны из
своих достижений, как это было обычно в те времена на Западе. Секреты
производств с корыстными целями хранились в отдельных семьях, передавались по
наследству или пропадали бесследно со смертью изобретателя.
Уже в 1751
г. петербургский
Стеклянный завод направлял к Ломоносову для обучения присяжного мастера Ивана
Кочерова,
кто материю на заводах составляет. В следующем году у него обучался окраске
стекол архитектурии ученик Петр Дружинин, которого Ломоносов аттестовал как
вполне овладевшего новыми рецептами цветного стеклоделия.
золотой рубин Ломоносова. Доклады
АН СССР, Нов. сер. , 1946, 7. См. также статью М. А. Безбородова:
Исследовательская работа Ломоносова по цветным стеклам. Журн. Природа 1947,
1, стр. 7484.
Н. И. С и д. о р. о в. Из
истории мозаичных составов Ломоносова, стр. 694, 704 и др.
До Ломоносова
на наших заводах готовилось лишь белое, зеленое и синее стекло. Известно
замечательное цветовое богатство изделий Стеклянного завода во второй половине
XVIII
в. Оно идет от Ломоносова. Н. И. Сидоров
приводит ряд имен русских мастеров цветного стекла преемников Дружинина.
2
Все чаще в начале 50-х годов возвращается Ломоносов к искусству мозаики, к
употреблению
стекла в живописном художестве. Немеркнущие краски, вечная живопись настоящее
увлечение Ломоносова с этих лет.