Никах античного
искусства, изданный
в Париже в 1722 1724 гг. в 15 томах. 1 Мозаикам в нем уделено
большое внимание.
Надо ли говорить, что названные
книги и может быть
ряд других 2 о том же предмете были для Ломоносова лишь необходимой
грамотой мозаичного дела, но по ним нельзя было изготовить смальт и
мастик, построить
шлифовальные машины. Все это требовало точных рецептов и чертежей. Ломоносов
разработал их сам.
К 1750 г. относится приезд в
Петербург из Италии живописца
Преннера, который привез Воронцову мозаичный портрет императрицы Елизаветы
Петровны. Портрет был исполнен в Риме с доставленного туда Воронцовым
оригинала Людовика Каравака3 одним из мастеров ватиканской мозаичной
фабрики Алессандро Кокки. 4
1Вегпагс
Моп1Гаисоп. ЬАпИдиИе ехрНдие ежь гергезепЪе оп Пдигез,
Раз, 17221724.
С а у 1 и З., соте
СС. КесеиП ГапИдиИез еурЫеппез, е1гиздиез,
цгедиез ежь гошатез, и. IVII, Раз, 17521767; I. А. Риг1еШ.
Бее тизтз. Кошаре, 1752.
оригинал до 1917 г. был в Пажеском
корпусе бывший дворец М. И. Воронцова. Воспроизведен
в Старых годах 1912, май.
кокки Сосспу семья
мозаичистов-художников, работавших в ватиканской мастерской в XVIIXIX
вв. Представитель
ее Рафаэлло Кокки в 1851 г. был вызван в Россию для работ в Исаакиевском
соборе. Неправильное чтение имени мастера Кохии у Макаренко идет от чтения
подписи на мозаике в дни прибытия портрета в Петербург. Заметка об этом в
Санкт-Петербургских
ведомостях 1750, 68 называет мозаичиста то Кохии, то Кохий. Эта заметка
приведена
у Макаренко 1917, стр. 61, без последнего абзаца кончается так: И подлинно
искусство мозаическое в сем дражайшем портрете так высоко возведено, что
упомянутый мастер Кохий, не жалея труда и времени, старался передать
художникам в долговременную память имя свое, тем наипаче, что он счастий
имел показать совершенство искусства своего н. изображении портрета столь
славной в свете монархини. Латинизированная подпись Кокки слева внизу
кусочками белой смальты: Сосспу К А МЬССЬ. Буква Я Котапиз римлянин или Китае
в Риме была принята автором заметки в Санкт-Петербургских ведомостях за
букву А.
4 В. К. Макаров
Портрет в
настоящее время в
Государственном Эрмитаже Павильонный зал. Портрет должен был произвести на
Лома