Носова впечатление
вызова. Умело
переданы в нем немеркнущими красками смальт холеное разовое лицо
императрицы, серебряная
парча платья, синий муар широкой орденской ленты, сапфиры и алмазы
драгоценного убора. Но не этим пересказом
нарядной и льстивой живописи может быть драгоценна мозаика. Великими и
неусыпными трудами окрашенные смальты могут послужить разрешению задач
художества
государственного, всенародного. Оценив по достоинству работу римского
мозаичиста как древнего художества пример, Ломоносов не стал ему подражать.
Приводим в
выдержках, касающихся
мозаичного портрета Елизаветы, письма М. И. Воронцова к его римскому
корреспонденту
по художественным делам графу Бельке.
Письма относятся к 1750 г. Писаны
они по-французски. В
изданный Бартеневым Архив князя Воронцова они не вошли и были опубликованы
впервые в 1929 г. в мало известной брошюре о портретах Преннера, изданной
Гатчинским дворцом-музеем. 1
12
августа 1750 г. М. И. Воронцов сообщал Бельке:
Наконец Преннер благополучно прибыл
сюда. Надо приписать главным образом его заботам, что мозаичный портрет не
потерпел ни малейшего повреждения за такой долгий и трудный путь, как по морю,
так и по суше, так что, появись здесь во всей своей красе, он вызвал
всеобщее восхищение тех, кто видел его у меня.
27
октября 1750 г. М. И. Воронцов писал тому же Бельке:
1
В. Макаров. Георг Распар Преннер и его работы в Гатчинском
дворце-музее. Изд. Гатчинского дворца-музея, 1929. Оригиналы писем
хранятся в Институте истории Академии Наук СССР, Ленинградское
отделение, Бумаги
Воронцовых, 660.
Надеюсь, что ваше
превосходительство по тем моим письмам, которые я имел честь написать вам за
это время, заме-, или, К,
АКР, воещеи, вызвала превосходная рабе и еще продолжает
вызывать его;
все любители редкостей и искусства, сколько их здесь есть, как при
дворе, так
и в го