почему мы пишем по-
видимому, когда
сохраняем, по документам Академического архива, первое место в списке
Ломоносовских
мозаик за Мадонной с Солимены. А портрет Петра эрмитажный относим к 1754 г.
К этому мы вернемся
ниже, когда
займемся хронологией всех портретов Петра Великого, вышедших из Ломоносовской
мастерской Каталог, 4.
манере, в которой
работал
Ломоносов-мозаичист, кроме Петра I, свидетельствует и образок Нерукотворного
Спаса, хранящийся в Историческом музее в Москве. Образок был сделан для жены
графа Петра Ивановича Шувалова. На обороте образка 11. 2X9 см гравированная
старая надпись, говорящая о том, что он сложен Михаилом Ломоносовым в
начинании опытов мозаичного художества в Санкт-Петербурге 1753 года.
Крупными, неправильной формы кусками
красноватых
смальт передано лицо Христа на фоне зеленого плата. Эта вещь поражает
смелостью чисто декоративных приемов набора, которые свойственны в русской
мозаике XVIII в. только личным работам Ломоносова. Такой набор Ломоносов мог
видеть лишь в киевских мозаиках.
Ломоносов советовал рассматривать
образок издали, поместив
его несколько повыше, в удобном месте.
Мозаичная работа требовала от
Ломоносова большого времени.
Один он продолжать и развивать ее не мог. Желая, как он писал, служить
отечеству другими знаниями и науками, 1 Ломоносов просил дать ему
учеников-художников 1752 г. , осень.
Академическая канцелярия
распорядилась: для. . . наущения мозаического выбрать ему,
г. советнику и профессору самому лучших и способных к тому делу двух учеников
из рисовальных учеников из ведомства мастера Гриммеля. 2
письмо Ломоносова П. И. Шувалову
10 мая 1753 г. СЛ, VIII, стр. 124.
П. е к а р. с к и
й, II, 496.
Элиав Гриммель
17031759
преподавал рисование в академической Рисовальной школе; он был креатурой
Шмелина.