делать и держать нельзя. Для
того необходимо надлежит к вышеупомянутой половине покой прибавить 1.
В 1752 г. , поздней осенью, в
осуществленной пристройке к ооновскому дому, т. е. в первом специальном
помещении для мозаичных работ, обучались у Ломоносова мозаике Матвей Васильев
и Ефим Мельников. К февралю 1753 г. относятся документы Архива Академии Наук
о том, что в химической лаборатории готовится смальта материя для портрета
Петра I. 2 Это овальная мозаика, еще далекая от
совершенства, скорее
проба портрета в новой, еще не вполне освоенной технике. Васильев и Мельников
сложили ее под руководством Ломоносова. Мозаика хранится в запасах Русского
музея, куда она поступила из Музея Общества поощрения художеств. В мозаичной
мастерской при ооновском доме были набраны также мозаики Апостол Петр по
римскому примеру и второй портрет Петра I, поднесенный Ломоносовым Сенату в
1755 г.
архив АН СССР, ф. 3, оп. 1, 155,
л. 36; Пекарский, II, стр. 483.
2Билярский, стр. 192 и
194.
В. Русском музее.
Злотников, стр. 133.
Злотников, стр. 134.
Сенатский
портрет Петра, 3 выразительный и красивый по
краскам, показывает, как
быстро шли вперед мозаичисты-ученики. Участие самого Ломоносова в работе над
этим портретом несомненно. Закончен, шлифован и полирован портрет был уже в
Усть-Рудицах.
4 Усть-Рудицкая фабрика цветных стекол, где смальта для мозаичных
работ и для убранства ораниенбаумских дворцов готовилась в 50-х и 60-х годах в
большом количестве, вполне развернула свою деятельность к этому времени. В
1755 г. Ломоносов перевел Васильева и Мельникова в Усть-Рудицы. В фабричном
рапорте осенью 1755 г. Ломоносов писал об этом так: Приняты по моему
требованию из живописных академических учеников на мое содержание двое, по 36
рублей каждому в год и хлеб, делают Мусею и других обучают. 5