Игнат Петров, выделившийся
художественными способностями, 1 набирал мозаики и делал цветки из
финифти. Он же выдувал термометры. Андрей Никитин и Федор Петров набирал в
мозаиках простые места, Иван Сергеев и Иван Мартынов мозаичные составы разных
сортов тянули весьма изрядно.
Длинные прутья тянутой смальты
делились для набора мозаичных картин на мелкие куски стволики обычно 2. 5 см
длины. Для работ, где нужны были пластинки смальты, она
отливалась, наподобие
толстых зеркальных стекол, а затем кололась на плитки. В таком именно виде
Ломоносовская
смальта отправлялась из Усть-Рудиц в Ораниенбаум для украшения нескольких
комнат бывшего Меншиковского дворца. Растрелли его перестраивал для Елизаветы
Петровны. Позднее в Стеклярусном кабинете Китайского дворца для Екатерины
Ринальди
устроил знаменитые смальтовые полы. 2 Орнаментация их выполнялась
приемом флорентийской мозаики крупными пластинками. Искусные мастера
Петергофской гранильной фабрики придавали этим пластинкам любые очертания
обточкой, как и плиткам из цветных камней.
он прошел курс рисования
в Академической школе, командированный
туда Ломоносовым Билярский, стр. 306.
недавно, в 1948 г.
, М. А. Безбородов указал, что
цветные обрамления рельефных портретов над дверями Большой залы Китайского
дворца в Ораниенбауме также из Ломоносовской смальты
М. А. Безбородов. Ломоносов и его работа по
химии и технологии силикатов, 1948, стр. 222.
Злотников, стр. 162 и др.
успенский. Императорские дворцы. Ораниенбаум,
т. II стр. 126132.
На убранство
Ораниенбаума пошло несколько сот пудов Ломоносовской смальты. 3
Смальтовые полы не дошли до нас. Их уничтожили во второй половине XIX в.
4
Сохранились три стола с мозаичными досками из Ломоносовских смальт. Два в
Китайском дворце, третий в Русском музее. Они сделаны на Петергофской
гранильной фабрике под руководством мастера Якопо Мартини. Ломоносов не мог не
интересоваться богатей