участие в этом состязании. Как известно,
проект обсуждался в Академии художеств. Отсюда вышел объединенный проект
Я. Шмелина,
архитектора И. Я. Шумахера, скульптора Дукера и живописца
Валерьяна, объединившихся
для этой работы. Рисунки и чертежи к этому проекту и картина
Валерьяна, изображавшая
внутренность Петропавловского собора с новым монументом, представленные Сенату,
до нас не дошли. Проектировалась, по типу многих известных в Западной Европе
церковных памятников, декорация на стене, над самым надгробным местом.
Приводим рассказ Я. Шмелина
об этом проекте, находящийся в обширной биографии этого друга
Ломоносова, написанной
Карлом Штелином:1
К выполнению этого задания были призваны
все, кто мог
и перспективный
живописец из
Рима Валерьяна и академический художник венецианец Франчебко Градицци. За
это взялся также непрошенный гость Ош ипеЬеЬепег Лазь
профессор химии Ломоносов, который свои
изумительные
ГмТдмТ
1 Саг 8 I а Ь И п. Аз
реп Рар1егеп 1. . ЗШШпз. 1926, стр. 242. Автор
работал в русских библиотеках и архивах в 1910 г. Он цитирует большое
количество рукописей Я. Шмелина. Нигде не указывается место хранения
цитируемого документа. Основные части штелиновского архива многие тысячи
документов хранятся в Государственной Публичной библиотеке
им. М. Е. Салтыкова-Щедрина
Ленинград. Оригинал цитируемого документа находится в Государственной
Публичной библиотеке Архив Я. Шмелина, 7.
351 камергера Шувалова был выработан
один, в Егором соединились лучшие черты представленных
прежде. Сделан был новый рисунок с описанием Шмелина и деревянная
модель, выполненная академическим скульптором Дукером.
Аллегорические изображения и главная надпись были
штелиновские, архитектура Валерьяна.
Этот памятник в честь Петра Великого был бы одним из самых
роскошных, даже, может
быть, самым роскоши