Сие здание весьма утеснено многими
столбами, легкое
бремя
на т
трРн6ун . купол в аире тс ежен
внутрь, в которых сделанные по
приличествуй многие
окна деду внутрь доильный свет и поставляемому ЕВ окружая под
середкою купола
монументу будет просторное место и вид его со всех сторон будет свободен; ибо
вместо того,
что ныне
между столбами расстояние только до . . . сажень будет,
дав ясно видеть МОЖНО в самой миделе
Середина собора
должна была
расшириться вдвое, так как его ширина не достигает полных одиннадцати сажен, а
по проекту Ломоносова должна была простираться свыше двадцати важен. Наружные
колоннады придали бы собору совершенна новый вид. Сам ли Ломоносов был автором
этого проекта или он имел при этом консультантом архитектора-
профессионала неизвестно.
1
Чтения, 1867 г. Перепечатано:
Макаренко 1917, Приложения тр. 119. Копии с этого проекта и
других Описаний и Расположений Ломоносова, касающихся монумента
ЦГИАЛ, ф. Академии
художеств, 1766, 30, имеют пропущенную у Макаренко пометку: на подлинном
подписано таки: Михайло Ломоносов, декабря дня 1760 году.
Мозаик для стен
Собора было задумано по второму проекту начала восемь, потом десять
и, наконец,
двенадцать. Две парные колоссальные Полтава и Азов стали бы на веерной и
южной стене собора. Остальные, назначенные в междуоконные простенки, были бы
меньших размеров: 1 Начатие службы, 2 Избавление от стрельцов, 3 Начало