Чрезвычайно любопытен рассказ
Я. Шмелина, 1 в котором впервые названо имя этого подручного
художника:
В
1761 году добился он Ломоносов, В. М. все-таки
тысяч рублей в виде
задатка.
аут принялся он во всю за дело и
прежде всего для изготовления
большой картины, с которой должны были набрать мозаику, привлек неплохого
городского живописца . . . .
Несколько позже, в записке
этот художник назван Бухгольц. Генрих Бухгольц известен нам, главным образом,
как копиист. Работая в мастерской реставратора дворцовых
картин Пфанцельта, Бухгольц
изучил мундиры петровского времени, прически, шляпы, оружие необходимые в
исторической картине подробности военного быта. Поэтому, вероятно, и пал на
него выбор Ломоносова. Автором картона его назвать нельзя.
записка О мозаике.
ищет на что употреблены
выданные с. с. Ломоносову
прошлого 1763 года деньги Макаренко, 1917,
Приложения, стр. 206.
об использовании
художниками старых гравюр сложные исторические
композиции см. работу: Н. К. Маковская.
К вопросу об авторе картины Куликовская битва. Труды
Всероссийской Академии художеств, 1947, стр. 104.
Главное
руководство, над картоном к мозаике принадлежало Ломоносову. Лишь
Шмелин, всегда
ставивший на первые места иноземцев, упоминает о Бухгольце. Вполне
возможно, что
по его, Бухгольца, указаниям в мозаичную мастерскую были собраны батальные
картины и гравюры, которые отмечает счет Ломоносова 1764 г. :2
Разных
картин для образцов на 287 рублей. Здесь были, надо полагать, все известные
изображения Полтавской баталии, а затем и излюбленные во франко-фламандской
живописи XVII в. кавалерийские схватки. Конечно, это были живописные копии и
гравюры. 3 Была здесь, прежде всего, цветная гравюра Лармессена с
Полтавской