битвы Пьера Дениса
Мартена-Младшего, немало послужившая для Ломоносовского картона. С нее взято
деление композиции на две части, причем на переднем плане слева виден Петр во
главе группы всадников, а справа схватка кавалеристов за знамя. Общее
очертание конной фигуры Петра на мозаике близко к фигуре царя у Мартена. Голова
же другая. Мы знаем, что Ломоносов использовал гипсовую голову
Петра, хранившуюся
в Кунсткамере, т. е. портрет более поздний, чем у Мартена. В схватке за
знамя стремительное движение всадника, прорывающегося к знамени, общее в
мозаике и в мартеновской композиции.
Полтавская
баталия, написанная
Жаном Марком Антье 1717, не была гравирована и поэтому менее известна. С нее
у Ломоносова, несомненно, была копия. В мозаику из ее ловкой, в манере Ван
дер.
Мелена, композиции перенесена группа русский солдат закалывает шведского. В
мозаике эта группа в правом нижнем углу, а в оригинале Антье в левом углу
полотна. 1
Внимательное
изучение других
изображений знаменитой битвы даст еще, несомненно, новые совпадения
подробностей, но нигде не будет заимствования в целом.
картина Антье в настоящее время
хранится в Музее изобразитель- них искусств в Москве. Картина до 1919
г. была
неизвестна Жизнь музея, М. , 1930, август, стр. 25.
М. Измайлов. Петергоф
Монплезир, Марли, Эрмитаж, Ленизогиз, 1933,
стр. 49. В. П. Веретенников. Придворный
первый моляр Л. Каравай. Старые годы, 1908, июнь, 323.
материалы для биографии гр. Растрелли-отца.
Известия Археол. общ; , 1801, т. IV, 443463.
Полтавская
битва, которая
находилась в Приморском Эрмитаже Петергофа до 1941 г. , повторяет композицию
Мартена. Картина приписывалась Каравану. 2 Теперь она в Фонде
загородных дворцов в г. Пушкине. В Ломоносовское время была также в
Петербурге, в одном из дворцов, Полтавская баталия работы Растрелли-Старшего,
Великая барельефа восковая с красками. 3 Она до нас не дошла.