когда набор грандиозной
картины был закончен и при шлифовке ее поверхности загорались замечательные
краски, Ломоносов писал М. И. Воронцову в Италию:1
Фигуры свыше чаяния хорошо
выходят и не сомневаюсь, что к половине июня месяца все дело начисто окончится.
В
отчете, представленном
Сенату в конце 1764 г. , Ломоносов сообщал, что на самую мозаичную картину
Полтавская
баталия издержано 16 226 рублей.
А как рассудить
должно, что
составленная картина Полтавской победы есть дело беспримерное и здесь первоучеб-
ное,
то несомненно прочие картины будут производиться удобнее, а потому скорее и
дешевле, особливо ж, когда много вдруг
Полтавская баталия была вполне
закончена при жизни ее создателя. В описи мозаичной мастерской, произведенной
в 1766 г. , она описана так:
1 Архив кн. Воронцова, кн. IV,
стр. 496.
а ЦГИАЛ, ф. Академии
художеств, 1766 г. , д. 34, л. 21.
Макаренко 1917, Приложения, стр. 184.
Картина
о Полтавской победе, набранная мозаичной работою из стекла на медной сковороде,
связанной из двенадцати медных листов, и оные листы или сковорода укреплены у
задней стороны картины железными полосами, мерою оная картина длиною в девять,
вышиною в шесть аршин с половиною, а сверх оной изображен образ святого
апостола Павла. Около оной картины медная рама, вызолочена в огне. Ко оной
картине сделаны из лафетного железа в четырех штуках