Мы еще вернемся к вопросу почему
законченная и подготовленная для помещения на каменную стену мозаика не была
использована ни для украшения Петропавловского собора, ни для другого
здания, связанного
с памятью о Петре Великом. При жизни Ломоносова никто не решился открыто
заявить, что план его не будет доведен до конца.
Сенат и Екатерина
осматривали Полтавскую
баталию и, казалось, поощряли продолжение работы. Была начата вторая, равная
по размерам Полтаве, мозаика Азовское взятие. Около 20 квадратных футов Азова
было набрано. 1 В основе композиции этой картины лежала гравюра
Шхонебека,
изданная в Москве в 1699 г. 2
В Описании шкивов к следующим картинам
8
читаем:
Азовское
взять. Представляется
город Азов, окруженный российским войском. В передней части изображен Петр
Великий верхом, в старинном платье, равно как с ним и боярин Шеин,
прочие знатные Головин, Лефорт, Гордон в новом платье. Государь
повелевает Шеину нападающих сзади на лагерь неприятелей отогнать. Против
города сделана земляная гора выше оного, с которой россияне палят и
бомбардируют, также и чинят приступ, новое войско апрошами к приступу
приближается, и отгоняют вспять турецкую
вылазкам горизонте
видна победа Российского флота над Турецким. Между тем в городе пороховую
казну взорвало и выставлен белый флаг к сдаче.
. . На верху имеет быть Петр Апостол, низвергающий Симуна волхва, ив
разделении написаны слова сего апостола: Именем Христовым да рассыплются от
тебя все темные силы. За основание сея картины взят план азовской осады и
гравированный лист в Москве Эпикардом в 1701 году.
Макаренко 1917, Приложения, стр. 185.
Д. А. Ровенский. Подробный словарь русских
гравированных портретов, Ш., 1889, Петр Великий, 454.
Макаренко 1917, Приложения, стр. 116.
листы в собраниях Эрмитажа и
Русского музея.
Среди работ Питера
Пикрата, пасынка и ученика Шхонебека,
гравюры такого содержания не числятся. Гравюра же Шхонебека, 4
хотя и не во всех подробностях, соответствует