в своей
лаборатории, во флигеле
своего дома на Мойке, из-за болезни ног.
Шмелин
рассказывает, что
Ломоносова, у которого были распухшие ноги, принесли в кресле из дома в
здание, где стояла оконченная Полтавская баталия, когда он хотел показать ее
австрийскому послу сам. 1
Вельдман в Очерках
России 1840 опубликовал набросок обращения
в Сенат, которое Ломоносов готовил 1764. Это было своего рода завещание
мозаичного дела Сенату.
Ежели божескою судьбою, писал
Ломоносов, от настоящей болезни жизнь моя пресечется, то приношу оному
высокому
Сенату . . . прошение о нижеследующем:
У
Понеже
производимое мною
великое мозаичное дело в самом своем лучшем течении и Сенат в сомнении состоять
будет продолжать ли оное или нет. . . то
оному следующее пред-
Переходя
к вопросу о смальтах, Ломоносов писал, что
делание мозаичных
составов не
может быть остановлено . . . Шурин мой . . . Ив. Цилих дошел в
сем искусстве толь довольного совершенства что никто в Европе лучших успехов
показать не может, имеет учеников уже далече знающих. Еще большее число
придано быть может
Сие приготовление,
инструменты и другие надобности изготовлены и к тому работники, все цвета без
меня произведены быть могут, ибо уже года с три в составлении оных мозаичных
цветов я головой не вступался, а производил все оный мой шурин Ц. .
2
Вельдман не знал конца этого
документа; полностью документ стал известен Пекарскому в 70гх годах. Конец
нашелся в
собрании рукописей Ломоносова у Н. М. Орлова:
записка О мозаике.
2Цильх до приезда в Россию не имел
никакой подготовки к смаль-товарному делу. Первоначально служил в
Академической канцелярии и лишь с 1754 г. в Усть-Рудице был обучен
Ломоносовым химии и технологии мозаичных составов.
7 в. к. Макаров
Составление мозаичных
картин
по добрым оригиналам, шкивам и рисункам в состоянии производить под
смотрением