Бецкой был совершенно равнодушен и
холоден к искусству.
В его глазах оно оправдывалось государственной необходимостью, и то только
потому, что таков был взгляд императрицы, а он сам не любил его и
интересовался только внешне.
Больше
всего характеризует равнодушие Бецкого к искусству его отношение к крупнейшим
предприятиям его времени.
Сюда, прежде
всего, С. П. Яремич
отнес грандиозный мозаичный памятник Петру I, задуманный Ломоносовым .
. ж.
Исполнение Ломоносовской мозаики
находилось в ведении
директора Конторы от строения, и как только Бецкой стал во главе этого
учреждения, он не замедлил похоронить замечательный замысел Ломоносова. Судьба
монумента поручается , , единственно в диспозицию Бецкого, равно как и самое
сооружение зависит во всем от него.
Весь
памятник, посвященный подвигам Петра, предполагалось осуществить в десяти
огромных мозаичных композициях и предназначался он для постановки в
Петропавловском соборе. От грандиозного замысла Ломоносова, прерванного
смертью этого необыкновенного человека, до нас дошла лишь одна
картина колоссальное
изображение Полтавской баталии. . . Бецкой, когда ему это было выгодно, не
чуждался и коллегиального начала. Ь данном случае он поручил находившимся у
него под командою архитекторам. . . дать свой отзыв и, как должно
ожидать, оказалось,
что проставление в Петропавловском соборе монумента. . . по проекту покойного
статского советника Ломоносова исполнить неспособно. Так был похоронен один из
обширнейших художественных замыслов всего XVIII В. , в значительной своей части
уже
осуществленный.
меж
доГб0ит1сТя ГрсГиТр
ж
-гак легкомысленно, если бы в нем
была заложена хоть
искра любви к искусству. Но он рассмотрел дело с точки зрения исключительно
почета не ему принадлежит инициатива . . . а потому легче всего предать
уничтожению.
1 С. Яремич, УК, соч. , стр. 74. 7
Тщеславный барин, не
знающий
и не любящий России, а следовательно, не ценивший и Ломоносова, вот в
чьи