Так лаконично в одном из
документов 1769 г. архива Академии художеств набрасываются черты нового
монумента, которому суждено было заменить Ломоносовский. 1
Наступил последний период
существования Ломоносовской мастерской, отмеченный отсутствием внимания со
стороны правительства к организованному Ломоносовым большому делу и распадом
группы художников-мозаичистов.
Матвей Васильев не имел
достаточного авторитета, чтобы взять дело в свои руки. Документы говорят о
ссоре мозаичистов с вдовой Ломоносова Елизаветой Андреевной. 2
Сохранились ее письма к Бецкому и Крамаренкову секретарю Р. И. Воронцова,
3
в которых наследники пытаются защищать дело, перешедшее в их слабые руки из
могучих рук Ломоносова.
Приводим основное
из
последнего письма. Оно представляет мнение одной стороны, т. е. мнение
преемников Ломоносова по управлению стеклянной фабрикой и мозаичной мастерской:
Елизаветы Андреевны Ломоносовой, ее брата Ивана Андреевича Цильха и зятя
Ломоносова Алексея Алексеевича Константинова:4
Все дело в том состоит, что данные на
нашу фабрику
казенные люди сговорились все вообще более не работать и мне не слушаться, как
то они уже месяца с два вовсе гуляют.
1ЦГИАЛ, ф. 789
АХ, оп. 1, 1769 г. , д. 37, Объявления
о строении к месту монумента Петру Великому.
Макаренко 1917, Приложения, стр. 162
и сл. а Архив князя Воронцова, кн. IV.
А. А. Константинов 17281808
библиотекарь Екатерины II, муж единственной дочери Ломоносова Елены
17491772.
По некоторым
наглым и
непристойным поступкам от оных людей, у коих Матвей Васильев
предводителей, принуждена
я была на них жалобу произвести у его превосходительства Ивана Ивановича
Бецкого, ТОЛЬКО
вместо
того, чтобы мне дать сатисфакцию, усмотрела я чрез разговоры его
секретаря, что
может быть на уме отнять не токмо мозаичную работу, но и собственную нашу
фабрику . . .