замечательным эпизодом, оторванным
от общего течения художественной жизни того времени. Между тем, во всех
художественных
делах и замыслах Ломоносова и, прежде всего, конечно, в мозаичном деле, есть
чрезвычайно выразительная черта, которая должна, думается, по-новому
осветить Ломоносова как художественного деятеля. Это стремление действовать
не одиноко, не замкнуто, а привлекать, как выражаемся мы теперь, целые
творческие коллективы. Мы все еще мало знаем художественную жизнь XVIII
в. Скудные
фактами, образами и живыми словами биографии наших замечательных художников
Ломоносовского
времени не сливаются в картину, подобную той, которая перед нами в следующем
веке.
Тем более ценен
для нас каждый
новый документ о художественных идеях и предприятиях XVIII в.
Таким
документом, прежде
всего, является найденный в 1949 г. и публикуемый впервые в настоящей работе
Ломоносовский
проект памятника Петру Великому 1758 г. Приложение 1.
В
дополнение к ранее известным
двадцати трем идеям для живописных картин из российской истории 1
здесь Ломоносов дает описание двадцати семи картин из истории Петра I. Картины
должна была написать группа живописцев, а затем набрать мозаикой особые
мастера.
В проекте есть
раздел: Описание
каким образом намерен я вышепоказанный проект производить в действие.
1
См. письмо Ломоносова к А. М.
Голицыну 24 янв. 1764 г. СЛ, VIII, стр. 288, 120.
О коллективной
работе над картинами вокруг гробницы Петра говорится так: