О первых своих смальтах, которые
пошли на Мадонну, Ломоносов писал в Предложении о учреждении здесь мозаичного
дела 1752:
Доброта изобретенных здесь
мозаичных составов ничем не уступает римским, что довольно видеть можно по тем
составам, которые выписал из Рима е. с. рейхсграф и вице-канцлер Михаил
Ларионович
Воронцов для сношения их со здешними. 1
Ломоносов набрал
Мадонну в
пять месяцев с половиной, но он считал, что этот срок велик:
Скорость
составления можно счислить по примеру моего
и на другие до
физики и до
российского слова кусающие упражнения, нельзя больше по то почесть как два
месяца. 2
Я. Шмелин, видевший Мадонну,
пишет о характере ее набора:
Академик, профессор химии и
советник Михаил Ломоносов приступил к изготовлению изумительного запаса цветных
стеклянных
сплавов всех оттенков, о каких только можно подумать: начал разрезать их на
мелкие и мельчайшие кубики, примочки и цилРинрики . . . и первым
удачно сложил в. них образ богоматери с
несравненного оригинала Солимены. 3
Мелкие и мельчайшие кубики, примочки
и цилиндрики говорят нам о том, что Мадонна не была выполнена в монументальной
манере, как следующие за ней мозаичные работы Ломоносова Нерукотворный Спас и
портрет Петра Первого эрмитажный, вызвавший возмущение Шмелина грубостью
набора. 4
пекарский, II, Приложения к
жизнеописанию Ломоносова, стр. 909.
там же.
записка 0 мозаике Приложение 3.
там же. 9
Можем ли мы представить себе Мадонну