Я. Шмелин пишет, 1
что мозаика была овальной, около полутора футов высоты. 2 Тот же
Шмелин
сообщает, что это было изображение скорбящей богоматери с Солимены а Тагае а
Р1е1а а ЗоНтепе. 3
В Отделе графики
Государственного Эрмитажа находится альбом гравюр с большинства картин Солимены
мастера сложных многофигурных композиций. 4 Но в альбоме есть также
редкие в творчестве Солимены Мадонны женские головы в покрывалах. Приводим
одну из них в гравюре Фрею, 6 выполненную в Риме в 40-х годах XVIII
в. Она воспроизводит именно скорбящую богоматерь Солимены, что ясно из
слов, награвированных
на картуше обрамления: Ессее шанег 1иа Се матерь твоя предсмертные слова
Христа Иоанну на Голгофе.
Если мы видим в
гравюре не ту
самую картину, которую использовал Ломоносов для своей первой мозаики, то, во
всяком случае, перед нами изображение, близкое к Ломоносовской Мадонне с
Солимены.
По
Штелину мозаичная Мадонна
Ломоносова не осталась в петербургском дворцовом имуществе, где судьбу
отдельных
вещей обычно можно проследить по инвентарям и комнатным описям с XVIII в. до
нашего времени.
В записке О мозаике Я. Шмелин
дважды упоминает о Мадонне
с Солимены.
там же.
богоматерь с картины
Солимены, принадлежащей
камергеру Шувалову, овал, около полутора футов высоты. Список всех мозаик,
которые были исполнены на Ломоносовской мозаичной фабрике записка О мозаике,
Приложение 3.
листок со списком
Ломоносовских мозаик, приложенный к
записке О мозаике.
4Шк. 10, Альбом 169, л. 8458.
6
Иоганн Яков Фрей I. I. Ргеу, 16811752 гравер резцом, работал
в Италии.
в Елизаветы Петровны.
Он
Ломоносов, В. М. заслужил этим удачным опытом
милостивое внимание императрицы и крупное вознагражден