нее. Императрица же поместила
эту мозаику среди икон в своих апартаментах.
Затем:
Эта мозаика в штегельмановском
доме среди картин графа Григория Григорьевича Орлова. 1
Богатый петербургский дом
банкира Штегельмана на Мойке, близ Невского был подарен Г. Г. Орлову
Екатериной
II. Мозаика была, несомненно, также подарком императрицы фавориту почитателю
Ломоносова. Дальнейший след Мадонны с Солимены потерян.
2. СпасительНерукотворный Спас
1753
г. 11. 2X9 см. Исторический музей. Москва
На
обороте медной сковороды выгравировано:
Сей нерукотворный образ Христа
Спасителя нашего, по желанию сиятельнейшия гра1яи Мавры Егорьевы Шуваловой
сложен Михаилом Ломоносовым в начинании опытов мозаичного художества в Санкт-
Петербурге
1753 года.
Лицо Спасителя и
лучи сияния
вокруг головы набраны красноватыми смальтами различных
оттенков, платок зеленоватыми.
Куски колотой смальты крупные неправильной формы. Набор рассчитан на
отдаление от зрителя. Тип Христа появившийся в русской иконописи в XVII
в. Лицо
полное жизни, с зоркими глазами.
В письме к графу П. И. Шувалову
10мая 1753г. Петербург Ломоносов писал:
имеет, однако для новости дела и для
малости изображения