Долгие скитания по частным
собраниям отразились на поверхности мозаики, утратившей полировку.
Осенью 1752
г. Ломоносов
писал о работе учеников в академическую канцелярию в отчете за сентябрьскую
треть:
К
дальнейшему произведению
мозаичного дела учинены мною приготовления к составлению портрета г. и. Петра
Великого, причем определенным ко мне для их учения сего дела рисовальным
ученикам показал я способы, как приготовлять надлежаще из составов куски к
набиранию оного портрета,
которых уже нарочитое количество наготовили. 1
Самый набор
портрета учениками
производился, следовательно, в конце 1752 и в 1753 г.
Дальнейшая
судьба этой вещи в XVIII
в. неизвестна. Как недостаточно удачный опыт мозаика могла уйти из мастерской
в ооновском доме в частные руки. Мы узнаем ее среди изображений Петра лишь в
каталоге Выставки исторических портретов 1870 года:
Мозаичный
портрет, деланный
на фабрике Ломоносова. Голова одна, тип Амикони2 в. 8
вершков, Ш..
7 вершков.
Принадлежит
А. А. Половцову-3
В каталоге Музея Общества
поощрения художеств Петербург, 1901, стр. 9697 значится:
Император Петр I. Портретное
изображение, исполнен-
1Билярский, стр.
186; Пекарский, II, стр. 496497.
2Амикони 16751752 в известной своей картине
Петр I с Минервой использовал для головы императора портрет работы Каравана.
каталог Выставки исторических
портретов 1870 года, 56.
Т. е. смальтовой, в отличие
от флорентийской камедной.
В Русский музей мозаика
перешла в 1925 г. при ликвидации Музея Общества поощрения художеств.