иском доме на Васильевском
Острове. В Усть-Рудицах портрет получил лишь окончательную отделку шлифовкой и
полировкой. В Усть-Рудицах мозаичные работы, как известно, начались лишь в
1755 г. , когда туда были переведены Матвей Васильев и Ефим Мельников. Где, в
каком из петербургских дворцов находился Ломоносовский портрет Петра I в XVIII
в. и в первую половину XIX точно неизвестно; имеются указания на Петергоф.
1
Н. Е, Макаренко 1917, стр. 74 писал о
нем:
Происхождение портрета
остается неясным. . . Во время
пребывания Кабинета Петра Великого в Академии Наук описываемого портрета среди
предметов Кабинета не было. Первое известие об этом портрете, как хранящемся
в Кабинете Петра Великого, находим уже в то время, когда Кабинет хранился в
Эрмитаже. Сведение это относится к 1849 году. Значится там состоящим на лицо
в 1859 году, под 138, без указания происхождения, но с определением:
вероятно,
работы Ломоносова. 2
Макаренко 1917, стр. 76.
кабинет галерея Петра Великого
образован в Академии Наук во второй половине XVIII в. К 1849 г. был передан
Эрмитажу и помещен в одной из галерей Ламотова павильона; в 1909 г. Кабинет
снова был отдан Академии Наук и помещался в здании Этнографического музея. В
Эрмитаж мозаичный портрет Петра из Академии Наук снова передан в 1941 г.
архив
ГА, оп. II, 1850, д. 4,
В архиве Эрмитажа
находится Дело
о прибытии и выбытии картин и других предметов 1850 г. , 3 которое
уточняет время поступления портрета в эрмитажную Галерею Петра Великого. На
листе 18-м этого дела список портретам, находящимся в кладовой
Эрмитажа. Первые
23 портрета по ветхости своей и по незначительности в художественном отношении
оставшиеся не помещенными. Перечислены тканые и мозаичные портреты. Три
мозаичных портрета, признанные работами Ломоносова Петр I и Екатерина II и
неизвестной
работы Петр III получили назначение после