осмотра Николаем I: Петр III и
Екатерина в Эрмитаж в Галерею драгоценных вещей, а Петр I, поясной мозаичный,
в соседнюю Галерею Петра Великого.
Кто автор живописного портрета,
которым руководствовался Ломоносов при создании своей мозаики Мозаичной копией
работу Ломоносова считать нельзя. Здесь творчество большого художника. Шмелин
с большим вероятием мог бы назвать вместо Каравана Танауера. Портреты
южанина-француза Каравана более цветисты и светлы по колориту. . Сам же
Я. Шмелин
писал о Танауере, что он имел дар особенно удачно сопоставлять тени со светом.
1
М. Й. Веревкин
в написанной им Жизни
покойного М. В, Ломоносова 1784 г. писал о Ломоносове, что тот изобразил
довольно изрядно для первой в России сделанной мозаичной картины лицо Петра
Великого с Дангауерова подлинника. 2 В отличие от других мозаик
Ломоносовского
круга портрет Петра I имеет не медную, а железную сковороду.
5. Петр
I
1755
г. Овал, 48. 5X40 см. Государственный Русский музей.
Из
Сената
цитата из Анекдотов о Петре Великом
у А. А. Васильчикова в его работе: О портретах Петра Великого. М. , 1872.
приложения к работе Д. С. Бабкина:
Биографии Ломоносова, составленные его современниками. Сб. Ломоносов, II,
1946, стр. 62.
П. е к а р. с к и й, II, стр.
589.
Злотников, стр. 133 и 134, рапорт
Ломоносова в Мануфак-тур-контору от 5 октября 1755 г.
Известно, что этот
портрет
Ломоносов поднес Сенату 12 декабря 1755 г. 3 Он выполнен под
руководством Ломоносова на Усть-Рудицкой фабрике, куда мозаичная мастерская из
ооновского дома была переведена в этом году, в генварьской половине. Мозаичная
работа на фабрике началась выполнением двух портретов Петра Великого. В конце
года один из портретов был готов. Ломоносов подал его Сенату в знак