благодарности за пожалованную
ему бисерную фабрику и Ломоносову от собрания Сената было объявлено, что Сенат
таким употреблением его-трудов доволен. 1
После Октябрьской революции мозаика
поступила в Русский музей. Макаренко 1917
описал ее и воспроизвел табл. II. По сравнению с ученическим портретом Петра
1753 г. сенатский портрет показывает, какие быстрые успехи сделали Матвей
Васильев и Ефим Мельников за один год.
Лишь неумело переданная
складка между бровями императора указывает, что перед нами работа
художников, еще
не вполне овладевших техникой мозаичного набора.
6. Петр I
17551757 гг.
50X40 см. Музей
М. В. Ломоносова Академии Наук СССР
Это второй мозаичный портрет
императора из упомянутых в рапорте Ломоносова с Усть-Рудицкой фабрики от 5
октября
1755г. см. портрет Петра 1755 г. .
В этом году они оба начаты.
Из рапорта асессора Шмита в
Мануфактур-контору об
осмотре фабрики, опубликованного А. Ф. Злотниковым, 3 мы узнаем о
продолжении работы над портретом Петра в октябре
1756г. :
В
одном мастерском покое делают мозаикой портреты. . Петра Первого и. . . Анны
Петровны изрядною работою.
Петр окончен лишь в 1757 г.
пекарский, стр. 590.
Злотников, стр. 138. Ведомость о
состоянии Усть-Рудицкой фабрики, представленная Ломоносовым в Мануфактур-
контору
не позднее 1 июля 1757 г.
Злотников, стр. 140.
Совершены начатые прежде
два мозаичные портрета . . . Петра Великого и. . . Анны Петровны.