зову римского оригинала Св. Петр
плачущий Зап. Р1е1го Р1апепо. Где была мозаика в XVIII и XIX
вв. неизвестно.
Н. Е. Макаренко в 1917
г. писал, что о мозаичной
картине апостола Петра , , по римскому примеру . . . не имеется никаких
сведений.
В
1920 г. Плачущий Петр
обнаружился: он был передан из экспертной комиссии Наркомвнешторга в
Историко-бытовой отдел Русского музея, слившийся в 1941 г. с Эрмитажем.
10. Огнедышащая гора
1755
г.
В рапорте о состоянии Усть-Рудицкой
фабрики за первую половину 1755 г. , среди других мозаик, выполненных на
фабрике,
Ломоносов назвал Огнедышащую гору. 1
том, куда эта
небольшая
мозаика ушла с фабрики вместе с другим мозаичным пейзажем, мы имеем указание
лишь у Я. Шмелина в записке О мозаике.
Я. Шмелин пашет
о двух
небольших мозаичных ландшафтах Ломоносовской мастерской, из которых один
принадлежит . . . Бецкому. Другой
получил сенатор Петр Никитич Трубецкой.
Второй мозаичный
пейзаж это Пейзаж
с брудерами руинами, который упоминается в другом рапорте с Усть-Рудицкой
фабрики см. ниже, 15.
Злотников, стр. 134. Поводом к
изображению вулкана послужило сильное извержение Везувия, которое началось в
конце 1754 г. и продолжалось в 1755 г. Подробные сообщения о различных
моментах извержения печатались в издаваемых Академией Наук Санкт-Петербургских
ведомостях. На большой интерес в России к извержению указывают: акварель на
пергаменте, изображающая схематически первоначальное направление потоков
лавы во время извержения Везувия в 1754 г. в Музее АХ СССР, ПК, 610, 34-
2;
одна из первых работ Петергофской гранильной фабрики в технике флорентийской
мозаики Везувий с ярким потоком лавы середина XVIII в. , находится в
Эрмитаже,
С. Н. Снегирев в своем исследовании Лубочные картинки русского народа М. ,
1861, стр. 73 упоминает лист XVIII в. Извержение Везувия в 1755 г. Мая
19.
Местонахождение мозаики в настоящее время
неизвестно.