11. Цесаревна Анна Петровна
17561757
гг. Овал, 58X49 см.
Музей М. В. Ломоносова Академии Наук СССР
Тело розоватое. Губы ярко-красные.
В темных волосах крупные алмазы. Голубоватое кружевное платье. Большая
алмазная звезда и красная лента орден святой Екатерины. Фон темный. Мозаика
набрана мелкими кусками смальт. Работа учеников Ломоносова несколько
робкая, отчего
изображение кажется плоским.
В
рапорте асессора И. Шмита
об осмотре Усть-Рудицкой фабрики, представленном в Мануфактур-контору в октябре
1756 г. , говорится:
В деревне Руднице на бисерной
и мозаичной фабрике. . . профессора Михаила Ломоносова . . . В одном
мастерском покое делают мозаичные портреты . .
. Петра Первого и . . . цесаревны
Анны Петровны изрядною работою.
Об окончании портрета в
следующем году ведомость, представленная не позднее 1 июля 1757 г. сам
Ломоносов сообщал:
Совершены начатые прежде два
мозаичные портрета . . Петра Первого
и. . . цесаревны Анны Петровны. 2
Я. Шмелин в записке О мозаике пишет:
Злотников, стр. 138.
там же, стр. 140.
будущему Петру III.
раньше в записке О
мозаике Шмелин говорит о портрете Петра I
эрмитажном и Апостоле Петре по римскому примеру, порицая монументальную
манеру, в которой они выполнены.
10 в. к. Макаров
В 1756 году у него
Ломоносова, В. И. вновь были готовы две мозаики, а именно подгрудный
портрет Петра I и
его дочери Анны, герцогини голштинской. Обе мозаики Ломоносов поднес великому
князю. 3 Они исполнены несравненно лучше, чем первые. 4
В портрете герцогини кружева платья из мельчайших осколков белой смальты и
вообще
швы набора или промежутки между кусочками смальт не так ясно видны, как в
первых вещах, где в них можно было вложить мизинец.