13. Образ бога-отца первый
17561757
г. Овал, 41X36. 5
см. Государственный Исторический музей. Москва
Один из двух мозаичных образов
бога-отца, выполненных на Усть-Рудицкой фабрике в указанные годы: Начаты и
совершены два образа бога-отца. 1
Мозаика является
старательной
кропотливой ученической работой. Матвей Васильев и Ефим Мельников, а может
быть их усть-рудицкие ученики, использовали гравюру Марко Пит-тери 1744 г. с
рисунка Пьяцетты, 2 причем произвели упрощение композиции. Голубе и
разовые краски смальт в одежде лишены силы. Не может быть и речи об участии в
наборе самого Ломоносова. 3
Образ ушел с
фабрики в частные
руки и был увезен в Москву. В 1824 г. его признал И. М. Снегирев и записал
в своем дневнике:
3 августа . . . В лавке у Никольских ворот видел
Ломоносова работы образ вседержителя. 4
По указанию Снегирева, мозаика
была приобретена Н. Е. Арсеньевым для поднесения Московскому университету:
28 авг. Приехал Я. А. Арсеньев.
. . коему написал письмо для поднесения картины мозаичной Ломоносова. . . .
6
Надо полагать, что Снегиревым
составлена и надпись, выгравированная на табличке, прикрепленной к раме
мозаики:
Злотников, стр. 140, Ведомость о
состоянии Усть-Рудицкой фабрики, 1757 г.
кСм. лист в Отделе гравюр
Эрмитажа инв. 121018.
Е. Дмитриева. Перегонный
куб М. В. Ломоносова. Труды Гас. Исторического музея, выпи. XIII, М. ,
1941, стр. 224.
дневник Снегирева. Русский архив, 1902,
стр. 416 и сл.
там же, стр. 424. 10
Отец российского красноречия, бессмертный
Ломоносов
показал в России первые опыты искусства мозаического. Сей