22. Великий князь Петр Федорович
1758 г.
Овал, 58X50 см. Государственный Русский музей
Племянник и наследник
Елизаветы с 25 декабря 1761 г. изображен по грудь в красном шитом золотом
мундире с голубем воротником поверх кирасы и с голубей Андреевской лентой
через плечо. Волосы пудреные с буклями. Лицо розоватое с пятнами румянца. Фон
голубоватый, переходящий в коричневый и темно-лиловый. В передаче живописи
местами применена техника мозаичной миниатюры волосы, губы цветные точки и
полоски.
Превосходный
рисунок, уверенный
подбор красок и виртуозная техника набора делают этот портрет одним из наиболее
интересных в кругу станковых мозаик Ломоносовской мастерской.
В Ведомости о
работе Усть-Рудицкой фабрики, представ
ленной Ломоносовым 27 августа 1758 года, в разделе составляются мозаичным
делом значится портрет е. и. в. государя великого князя Петра
Федоровича. Следовательно,
прежнее Макаренко, 1917 название мозаики портрет Петра III, идущее из
инвентаря галереи драгоценных вещей в Эрмитаже 1854 г. , 1
неправильно.
Из Эрмитажа
мозаика была
передана в Русский музей в январе 1913 г. 2 Портрет описан и
воспроизведен в работах Н. Е. Макаренко 1911 и 1917 гг.
23. Портрет
некоторой знатной
особы Петр Иванович Шувалов
1758
г. Овал, 57X45 см. Государственный Эрмитаж
В. Архиве ГА.
дело о передаче русских
мозаик из Эрмитажа в Русский музей Архив ГА, оп. V,
1912 г. , д. 23.
П. И. Шувалов
изображен по
грудь, в зеленом мундире с широким золотым галуном. Звезда и лента ордена
Андрея Первозванного голубея. Орден Белого орла на синей ленте.