24. Императрица Елизавета
Петровна
17581760 гг. Овал, 1. 30X1.
20 см. Государственный Русский музей
Второй портрет Елизаветы. Краски:
тело розоватое с мягкими тенями. Пышное красное, затканное крупными золотыми
цветами желтые смальты платье. Голубея Андреевская лента. Светло-лиловые
драпировки и подушка, на которой лежит золотое яблоко держава. Темно-синяя
лазуритовая
доска стола для регалий. Золотисто-желтая мантия, подбитая
горностаем. Фон серо-зеленая
стена с двумя малахитовыми колоннами.
Считалось,
1 что
мозаика копирует известный большой портрет Елизаветы в рост, работы Токе.
2
Но тип лица в мозаике совсем иной. Овальная форма мозаики вызвала перемену
положения правой руки. У Токе рука со скипетром опущена, на мозаике
поднята. Краски
мозаики яркие, декоративные. Колорит живописного портрета сдержанный
золотистый. Остаются лишь некоторые общие черты композиции в мозаике и в
живописи. Автором картона для этой нарядной мозаики следует считать Рокотов.
3
На это указало письмо Ломоносова к И. И. Шувалову от 27 сентября 1757 г. Это
первый документ о большом мозаичном портрете, заказанном Шуваловым для
Московского университета. 4
Макаренко 1917, стр. 61.
подписан и датирован 1758
годом. Эрмитаж.
Федор Степанович
Рокотов, родился в 1730 г.
открыт в 1755 г.
СЛ, т. VIII, стр. 198, 76. За то, что под
живописцем Федором следует понимать Рокотов, высказались П. Н. Петров в
Материалах
по истории Академии художеств прим. 46 и 89, Макаренко 1917, стр. 31 и А.
В. Лебедев Ф. С. Рокотов. М. , 1941, стр. 34 и 63.
Для скорого исполнения
намерения вашего. . . желал бы я знать, писал Ломоносов, меру величины
желаемого портрета, дабы заблаговременно откопать медную доску и наложить грунт
мастичный. . . Что ж до портрета надлежит, с которого
делать, то я думаю, чтобы наперво хотя один лик скопировать с самого лутчаго
приказать Федору. 5