Мозаика была окончена в
Петербурге, куда к началу 1762 г. Ломоносов перенес мозаичные работы из Усть-
Рудиц.
В Усть-Рудицах Цильх и Рогожин продолжали варить смальты нужных
расцветок. Мозаики,
набранные этими смальтами в городе, упоминаются в фабричных
ведомостях, однако
не столь аккуратно, как раньше.
Окончание работы
над третьим и
последним мозаичным изображением Елизаветы, умершей 25 декабря 1761 г. , в
Ведомостях
не отмечено.
Свидетельствует об окончании
портрета весной 1762 г. расписка
Ломоносова в получении за него 1300 рублей:
Эта крупная сумма указывает на
большие размеры мозаики, близкие к размерам второго мозаичного портрета царицы,
оконченного в 1760 г.
Расписка находится в настоящее
время в Центральном историческом архиве в Ленинграде. 1 Дважды
повторенные в расписке слова для Академии художеств как бы подчеркивают, что
оплачивается мозаика, особо заказанная для Академии художеств, в отличие от
недавно сделанной для Московского университета.
фонд АХ, 1762
г. , 20.
Макаренко 1917, стр. 58
и 59.
Н. Е. Макаренко знал
документы об уплате и за университетский портрет, и за академический, но
убежденный в том, что существовал только один мозаичный портрет Елизаветы, он
не нашел объяснения несомненному с его точки зрения разноречию в документах.
2